Эвристические технологии генерирования идей
Эвристические технологии – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности руководителей или специалистов в той или иной области по решению нестандартных, творческих задач. Они стимулируют активность и интуитивное мышление обучаемых в процессе поиска идей, предложений, способствуют интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений.
Важным направлением учебного процесса со взрослыми является активно-познавательная деятельность слушателей по развитию их творческого и критического мышления. Если ключевой признак творческого мышления — это способность человека образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, то в основе критического мышления лежит рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на осознание того, во что следует верить или какие действия следует предпринять.
Рефлексия – это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, их личностных особенностей, эмоциональных реакций и когнитивных (связанных с познанием) представлений. Для выработки и накопления большого количества идей, для развития находчивости и активности как в процессе обучения персонала, так и при решении профессиональных задач производства используются разнообразные интерактивные технологии, которые относятся к эвристическим (гр. heurisko – нахожу) или к креативным (творческим).
Среди эвристических методов наиболее распространены в системе подготовки руководителей и специалистов: мозговой штурм (брейнсторминг), методы синектики, ассоциаций, записной книжки, ключевых вопросов и др. Перечисленные технологии представляют собой одновременно и предмет (содержание), и методы обучения и развития.
Как предмет изучения (содержание) эти технологии являются основным инструментарием в рекламной деятельности или в менеджменте, в маркетинге или банковской деятельности при поиске нестандартных подходов или принятии управленческих решений, так как позволяют за короткий срок (например, на деловом совещании) выработать новые идеи, предложения, привлекая к творческому процессу всех участников.
Как технологии для обучения и развития эвристические методы применяются широко. Они могут быть использованы как в рамках управленческого или корпоративного тренинга, имитационной, организационно-деятельностной и деловой игры, игрового проектирования, так и самостоятельно, как специфические креативные технологии для развития инновационного и «вертолетного» (а не «туннельного») мышления, актуализации творческого потенциала лиц, занятых сбытом, научно-техническими исследованиями, финансовыми и предпринимательскими акциями, инновационной деятельностью.
Эвристические технологии не только полезны для решения проблем или развития творческого потенциала обучаемых, но и формируют у них эффективные навыки слушания, толерантность (лат. tolerantia — терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо), обеспечивают необходимый и полезный связующий элемент для создания команды.
- Тактика поведенческой терапии
- Основной вопрос социальной философии в историческом идеализме
- Причины, затрудняющие адекватное понимание информации взрослыми
- Образец бланка для оценки интерактивного занятия
- Обратная связь по итогам интерактивного взаимодействия
- Знакомство
- Характеристики ролей в конкретных ситуациях
- Типы и виды ролевых позиций на играх
- Преподаватель-психолог
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу