Компетенции и имидж менеджеров

Еще в 1973 г. американский психолог Дэвид Мак-Клелланд заявил, что коэффициент интеллекта человека (IQ) далеко не всегда способен служить индикатором высокой эффективности его работы в конкретной сфере деятельности.

И вместо коэффициента интеллекта он предложил оценивать сотрудников через так называемые компетенции. Что означает слово “компетенция”?

Компетенция (лат. competentia) – это:

  • круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием, опытом;
  • сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.

Сегодня под компетенциями понимают комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.

Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой.
Английская поговорка

Рассмотрим компетенции менеджеров. Для удобства разделим требования, предъявляемые к знаниям и умениям менеджера, на три категории.

1. Знания и умения в области теории и практики управления. Менеджер должен иметь специальную подготовку в области теории управления, знать основы современной экономической теории, теорию и практику принятия управленческих решений, иметь навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий. При этом важно понимать, что менеджеру необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, периодически повышать квалификацию и профессиональную переподготовку.

Говорят гуру… Профессия руководителя включает и способность к смирению – пониманию того, что вы не знаете всего на свете.
С.Крейнер

2. Способности к эффективным коммуникациям и умение работать с людьми. Вспомните одно из определений менеджмента: “менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей”. Это означает, что менеджер является связующим звеном между людьми, работающими в организации. Именно “через других людей” он добивается достижения поставленных целей. А это значит, что он должен уметь общаться с людьми, убеждать, вести за собой. Менеджер должен очень четко выражать свои мысли, но при этом не менее (а иногда – более) важным навыком является понимание других людей, умение слушать и слышать их. Способности к общению зависят от индивидуальных свойств человека, но их можно развить с помощью упражнений и на специальных тренингах.

Говорят гуру… Каждому менеджеру стоило бы начать с того, чтобы выяснить, сколько времени он тратит на размышления. А если недостаточно, то почему? Совсем текучка заела? А может быть, мы размышляем ради какой-то личной выгоды? Как все-таки изменить ситуацию? Некоторым придется изменить какие-то личные привычки. Другим может помочь только смягчение или снятие требования о непрерывной “занятости”. Способность человека управлять своим временем очень хорошо характеризует его отношение к учебе.
П.Сенге

3. Понимание специфики работы своей организации. Менеджер должен обладать специальными знаниями в вопросах деятельности той организации, где он работает. Кроме того, он должен хорошо разбираться в вопросах развития отрасли экономики, в которой работает его компания, рынка, понимать запросы и предпочтения клиентов (покупателей) и т.п.

Почти серьезно… Если ты будешь упорно работать по восемь часов в день, то со временем станешь начальником и получишь право работать по двенадцать часов в день.
Афоризм

В 2006 г. российский журнал “Секрет фирмы” в N 37 опубликовал статью, в которой рассказывалось о том, что компания DeTech провела в России исследование и выявила двадцать компетенций успешных менеджеров среднего звена. По результатам исследований была построена модель “20 граней”.

Говорят гуру… Спрашивать: “Кто должен быть боссом?” – все равно что спрашивать: “Кто должен быть тенором в этом квартете?” Конечно, тот, кто может петь тенором.
Г.Форд

Помимо соответствия общим требованиям, менеджер, как правило, выполняет свои обязанности в соответствии со специальным документом, называемым должностной инструкцией <2>. В должностных инструкциях подробно описывается, что должен знать тот или иной менеджер, за что он отвечает, какими обладает правами и т.п.

Однако менеджмент – это сложная и творческая профессия, поэтому менеджерам различных уровней часто приходится не только руководствоваться формальными требованиями инструкций, но и полагаться на свою инициативу и креативность для достижения наилучшего результата.

Должностная инструкция – это документ, который четко определяет место и назначение конкретной должности в компании. В нем отражены такие важные вопросы, как требования, выдвигаемые к кандидатам на вакантные должности, должностные обязанности сотрудников, их права и ответственность.

Тем не менее знание и понимание своих обязанностей являются для менеджера обязательными условиями. Познакомьтесь с выдержками из должностных инструкций менеджеров разных уровней и сфер деятельности, обращая внимание на разделы “Должностные обязанности”, “Права” и “Ответственность”.

Это поможет вам лучше понять масштаб деятельности менеджеров, необходимые компетенции, права и ответственность.

1. Должностная инструкция генерального директора предприятия (фрагмент).

Пример.

Должностная инструкция генеральногого директора компании

1. Общие положения

Генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством РФ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью компании в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом компании, внутренними нормативными документами, трудовым договором и настоящей

Должностной инструкцией, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты ее деятельности.

Генеральный директор относится к категории руководителей, назначается и освобождается от занимаемой должности общим собранием акционеров компании. Генеральный директор подчиняется непосредственно общему собранию акционеров и Совету Директоров компании.

Генеральному директору непосредственно подчиняются исполнительный директор, заместитель генерального директора по развитию, контролер, юрист, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (отделов, филиалов), офис-менеджер.

Генеральному директору устанавливается ненормированный рабочий день.

В своей работе Генеральный директор руководствуется:

  • требованиями действующего законодательства РФ;
  • нормативными документами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и другими нормативными документами, регламентирующими работу с ценными бумагами;
  • уставом компании;
  • требованиями общего собрания акционеров и Совета Директоров;

Настоящей Должностной инструкцией.

2. Функции

На Генерального директора возложены следующие функции:

  •  осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью компании в соответствии с Уставом;
  • обеспечение соблюдения законности в деятельности компании;
  • составление стратегических и текущих планов компании;
  • выполнение поручений общего собрания акционеров, Совета Директоров компании;
  • организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений компании.

3. Обязанности

К непосредственным обязанностям Генерального директора относятся:

  • осуществление руководства финансовой и хозяйственной (профессиональной) деятельностью компании, обеспечение выполнения компанией возложенных на нее задач, своевременного и единообразного выполнения нормативных актов законодательства РФ, правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, правил внутреннего документооборота и контроля, внутренних нормативных документов;
  • обеспечение соблюдения законности в деятельности компании и осуществление хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования, укрепление договорной и финансовой дисциплины, регулирование социально-трудовых отношений, обеспечение поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности;
  • обеспечение выполнения всех лицензионных требований при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством РФ, организация подготовки соответствующих документов и осуществление всех необходимых действий для получения (продления) лицензии на осуществление уставной деятельности;
  • организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений компании, направление их деятельности на развитие и совершенствование производимых работ и услуг с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы, увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности оказываемых услуг в соответствии с международными стандартами в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка;
  • организация производственно-хозяйственной деятельности компании на основе широкого использования новейшей техники и технологии, организация разработки и внедрения новейших прогрессивных технологий осуществления работ, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучение конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного);
  •  защита имущественных интересов компании в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления;
  • принятие мер по обеспечению квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда;
  • разработка и утверждение штатного расписания, организация разработки и утверждение Должностных инструкций для сотрудников, организация и осуществление подбора, найма и увольнения сотрудников компании;
  • обеспечение правильного сочетания экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплата заработной платы в установленные сроки;
  • обеспечение и контроль выполнения решений общего собрания акционеров, Совета Директоров, предоставление сведений, отчетности о деятельности и объяснений по вопросам руководства деятельностью общему собранию акционеров, Совету Директоров и ревизорам;
  • соблюдение служебной тайны в отношении полученной информации, обеспечение применительно к условиям работы разработки, соблюдения мер и создания условий, препятствующих утечкам конфиденциальной информации;
  • повышение своего профессионального уровня.

4. Права

Генеральный директор имеет право:

  •  составлять и подписывать документы, относящиеся к уровню его компетенции;
  • представлять интересы компании без доверенности в учреждениях, организациях, государственных органах власти и управления;
  • заключать и расторгать от имени компании любые виды договоров, в том числе трудовые;
  • открывать все виды счетов в банках;
  • утверждать и подписывать должностные инструкции подчиненных сотрудников, приказы, распоряжения, давать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению подчиненными сотрудниками;
  • утверждать правила трудового распорядка дня и другие внутренние документы, относящиеся к его компетенции;
  • распоряжаться имуществом и денежными средствами компании;
  • принимать на работу и увольнять сотрудников;
  • поощрять и привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников;
  • в соответствии с законодательством РФ определять систему, формы и размер оплаты труда и материального поощрения сотрудников;
  • получать необходимые разъяснения у подчиненных сотрудников;
  • принимать решения в пределах своей компетенции.

5. Ответственность

Генеральный директор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за:

  •  некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неисполнение прав, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией;
  • убытки, причиненные компании его действиями (бездействием) в процессе исполнения им функций и обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;
  • разглашение информации, содержащей служебную тайну;
  • невыполнение должностных инструкций подчиненными сотрудниками, за несоблюдение ими Правил внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты и других внутренних нормативных документов.

6. Квалификационные требования

Генеральный директор должен иметь:

  • высшее образование;
  • стаж профильной работы не менее 5 лет;
  • опыт работы с персональным компьютером и программными продуктами.

Генеральный директор должен владеть вопросами:

  •  законодательных и нормативных актов РФ, регламентирующих производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность;
  • гражданского, налогового, экологического законодательства;
  • законодательства о ценных бумагах;
  • культуры труда и служебной этики;
  • охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностная инструкция менеджера (директора) гостиницы (фрагмент).

Пример.

Работа гостиничного менеджера (директора) заключается в организации обеспечения гостей всем необходимым для комфортного и приятного времяпрепровождения в гостинице. Гостиничные менеджеры (директора) являются ответственными за эффективные действия персонала по предоставлению гостиничных услуг и созданию условий для комфортного проживания.

Менеджер (директор) гостиницы несет полную ответственность за действия персонала гостиницы.

В пределах своей компетенции и в соответствии с предоставленными ему полномочиями (собственниками гостиницы) он определяет прейскурантную политику, распределяет финансы между структурами гостиницы, дает разрешение на расходование средств, устанавливает стандарты обслуживания гостей, дизайна номеров и помещений гостиницы, осуществляет административно-хозяйственное руководство гостиничным комплексом и т.д.

1. Общие положения

Менеджер (директор) гостиницы относится к категории руководителей.

На должность менеджера (директора) гостиницы назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную подготовку по направлению “Менеджмент в гостиничном бизнесе”, стаж работы в гостиничном бизнесе на руководящих должностях не менее 2 – 3 лет.

Менеджер (директор) гостиницы должен знать:

– Закон РФ “О защите прав потребителей”, Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление деятельности гостиниц;

  • гражданское, финансовое, налоговое, инвестиционное законодательство;
  • порядок разработки бизнес-планов;
  • рыночные методы хозяйствования и финансового менеджмента;
  • принципы финансового планирования;
  • основы менеджмента и маркетинга;
  • основы администрирования;
  • порядок содержания, оформления жилых и других помещений и организацию материально-технического обеспечения гостиницы;
  • порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
  • иностранный язык основной клиентуры;
  • порядок составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности гостиницы;
  • теорию межличностного общения;
  • стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрацию, прохождение, хранение и др.);
  • основы программного обеспечения и методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;
  • системы и процедуры безопасности;
  • основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, технику безопасности, правила пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Менеджер (директор) гостиницы:

  • руководит финансово-хозяйственной деятельностью гостиницы в соответствии с действующим законодательством, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества гостиницы, а также за финансово-хозяйственные результаты ее деятельности;
  • организует работу и эффективное взаимодействие всех служб гостиницы, координирует их деятельность, контролирует качество и своевременность выполнения персоналом этих служб возложенных на них задач;
  • осуществляет контроль за работой подразделений гостиницы: службы приема и обслуживания гостей, службы распоряжения гостиничным фондом, службы приготовления пищи и организации питания, инженерных служб, экономических и иных служб, пр.;
  • принимает участие в разработке маркетинговой политики гостиницы, определяет стандарты обеспечения и дизайнерского оформления гостиницы, стандарты обслуживания гостей, утверждает планы проведения рекламных акций;
  • возглавляет работу подразделений гостиницы по разработке моделей и способов улучшения качества предоставляемых услуг, увеличению количества посетителей;
  • утверждает перспективные планы по всем видам деятельности гостиницы, определяет и утверждает ценовую политику гостиницы (цены на стандартный пакет услуг, дополнительные услуги);
  • заключает договоры от имени гостиницы на материально-техническое обеспечение (оборудованием, мебелью, инвентарем, пр.), проведение ремонтных работ зданий, сооружений, помещений гостиничного комплекса, другие хозяйственные и финансовые договоры;
  • обеспечивает гостиницу высококвалифицированным персоналом, принимает непосредственное участие в отборе кандидатов на должности менеджеров подразделений гостиницы, устанавливает требования к ним и обязанности, заключает трудовые договоры с высшими и средними руководящими работниками, доводит до их сведения основы политики гостиницы;
  • анализирует отзывы клиентов об услугах, оказанных гостиницей, экономические показатели деятельности гостиницы, эффективность расходования финансовых средств;
  • отчитывается перед учредителями по экономическим показателям деятельности гостиницы.

3. Права

Менеджер (директор) гостиницы имеет право:

  • действовать от имени гостиницы, представлять интересы гостиницы во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами и клиентами гостиницы;
  • распоряжаться имуществом и средствами гостиницы с соблюдением требований, определенных законодательством, уставом (положением), иными нормативными правовыми актами;
  • открывать в банках расчетные и иные счета;
  • принимать решения о привлечении работников к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством и локальными нормативными актами, применять меры поощрения, увольнять работников.

4. Ответственность

Менеджер (директор) гостиницы несет ответственность за:

  • ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, – в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • причинение материального ущерба гостинице – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Должностная инструкция менеджера по развитию персонала (фрагмент).

Пример.

1. Общие положения

Менеджер по развитию персонала относится к категории специалистов.

Менеджер по развитию персонала назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя компании по представлению руководителя отдела, подчиняется непосредственно руководителю отдела.

На должность менеджера по развитию персонала назначается лицо, имеющее высшее психологическое или педагогическое образование и стаж работы не менее одного года.

Менеджер по развитию персонала должен знать:

  • приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу менеджера по обучению и развитию персонала;
  • законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом, трудовое законодательство;
  • основы психологии, социологии, педагогики и организации труда;
  • структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития;
  • кадровую политику и стратегию предприятия;
  • основы маркетинга;
  • современные концепции управления персоналом;
  • основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
  • конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
  • психологические механизмы межличностного и группового общения;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;
  • порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением;
  • порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации;
  • организацию процесса непрерывного обучения персонала;
  • прогрессивные формы, методы и средства обучения;
  • порядок финансирования затрат на обучение;
  • методы анализа эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
  • порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;
  • средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
  • культуру труда и этику делового общения;
  • основы экономики и управления;
  • основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;
  • Устав компании, ее штатное расписание, Правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, технику безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Менеджер по развитию персонала руководствуется в своей деятельности:

  • законодательными актами РФ;
  • Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
  • приказами и распоряжениями руководства;
  • настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности

Менеджер по развитию персонала выполняет следующие должностные обязанности:

  • планирует, координирует и контролирует работу по обучению и развитию персонала в компании;
  • анализирует потребности в обучении для разработки новых программ или модификации существующих;
  • готовит обучающие материалы и материалы для ориентации новых работников в компании;
  • совещается с руководителями для выявления потребностей в обучении;
  • разрабатывает раздаточные обучающие материалы;
  • разрабатывает процедуры тестирования и оценки обучающихся работников;
  • оценивает эффективность программ тренингов и работу самих тренеров;
  • формулирует процедуры и расписания тренингов, используя информацию о выявленных потребностях в обучении;
  • интерпретирует и объясняет законодательные инструкции в области обучения, а также предоставляет информацию и помощь стажерам, руководителям и другим заинтересованным лицам;
  • разрабатывает процедуры, использующие индивидуальное обучение, обучение в классе, презентации, конференции, обучение на рабочем месте и т.д.;
  • готовит бюджет на обучение подразделения или всей компании;
  • оценивает программы тренингов на их соответствие государственным стандартам;
  • оценивает профессиональный уровень сотрудников компании, а также кандидатов на открытые позиции;
  • координирует и руководит тренингами;
  • координирует программы продолжения обучения работников;
  • разрабатывает цели и задачи курсов и тренингов;
  • разрабатывает процедуры оценки тренинга;
  • разрабатывает программы обучения;
  • редактирует обучающие материалы;
  • изучает рыночные цены на обучение;
  • готовит аудио-, видео- и раздаточные вспомогательные материалы;
  • составляет расписания обучающих мероприятий.

3. Права

Менеджер по развитию персонала имеет право:

– знакомиться с проектами решений руководства компании, касающихся своей деятельности;

– запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений компании и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

– вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;

– в пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению;

– требовать от руководства компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность

Менеджер по развитию персонала несет ответственность за:

  •  ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, – в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • причинение материального ущерба предприятию – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Что такое имидж менеджера и насколько он важен в его профессиональной деятельности?

Внешняя привлекательность менеджера оказывает существенное влияние на впечатление, которое создается у людей (сотрудников, руководителей, клиентов) в ходе общения с ним. Имидж (англ. image – образ) менеджера – это его образ, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках, придающих ему своеобразие и выделяющих его из ряда других людей.

Элементами имиджа менеджера являются внешний вид, одежда и аксессуары; манера поведения по отношению к коллегам, подчиненным и руководителям; речь и манера общения и т.п. К важнейшим требованиям, предъявляемым к имиджу менеджера, относятся: аккуратность, строгий деловой стиль одежды, вежливость по отношению к сотрудникам, коммуникабельность, способность к сопереживанию, позитивный настрой, умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения и опыт.

В большинстве современных организаций требуемый имидж менеджеров описывается в специальном документе – кодексе корпоративной этики. При этом в разделе этого документа, который часто называют дресс-кодом (от англ. dress code – кодекс одежды), описываются требования к одежде и аксессуарам менеджеров и других сотрудников компании.

Часто в компаниях особенное внимание уделяют форме одежды во время событий, связанных с принятием важных решений (например, на деловых переговорах), так как внешний вид сотрудников на таких мероприятиях может повлиять на их успех. Часто также регламентируется стиль одежды для сотрудников, работающих в офисе, для чего публикуется перечень неприемлемой одежды.

Прочитайте выдержку из примерного стандарта деловых коммуникаций и внешнего вида менеджеров компании:

Пример.

Стандарт деловых коммуникаций и внешнего вида менеджеров компании

(Фрагмент)

Внешний вид менеджера должен соответствовать общепринятым нормам этикета. Рекомендуется придерживаться классического или делового стиля в одежде:

  •  мужчинам – костюм со светлой рубашкой и галстуком, ботинки классического типа;
  • женщинам – деловой костюм, деловое платье или другая одежда, не выходящая за рамки классического или делового стилей; классические туфли на каблуке. Рекомендуется неяркий макияж.

Не допускается ношение: кожаной и джинсовой одежды; элементов спортивной и домашней одежды (обуви); вызывающих элементов одежды (обуви).

Элементы одежды, обуви и аксессуаров менеджера должны сочетаться по стилю и цветовой гамме.

Требования к внешнему виду распространяются на все дни недели, включая субботу и воскресенье. В пятницу допускаются незначительные отклонения от делового или классического стилей.

Поведение на совещаниях:

  1. Опоздания на совещания не допускаются.
  2. Менеджер перед началом совещания должен отключить и убрать мобильный телефон.
  3. Менеджер, принимающий участие в совещании, должен придерживаться общепринятых норм поведения на данных мероприятиях, в том числе запрещается:
  • перебивать выступающего;
  • оскорблять других участников совещания;
  • обсуждать вопросы, выходящие за рамки основной темы и целей совещания;
  • демонстрировать поведение, не соответствующее нормам делового этикета и этики (громкий смех, неуместные шутки и анекдоты, неприличные жесты и т.п.);
  • демонстрировать неуважение к выступающему и собравшимся разговорами с соседом.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)