Квалиметрические методы в маркетинговом анализе
При проведении маркетинговых исследований маркетолог, применяя квалиметрические методы, формулирует экономические модели, основываясь на экономической теории или на эмпирических данных, оценивает неизвестные величины (параметры) в этих моделях, делает прогнозы (и оценивает их точность) и дает рекомендации по маркетинговой политике.
При этом проводят различные измерения изучаемых показателей.
Виды измерений
В большинстве случаев изучаемые зависимости стараются выразить в относительно простой математической форме. При этом изучаются взаимосвязи различных экономических переменных. Часто эти зависимости выражают в виде функции.
Например, зависимость спроса на лекарственный препарат от цены может быть представлена в виде функции следующим образом:
Q = f (P ),
где Q — объем продаж (спрос); P — цена.
Эту же зависимость можно представить графически.
Зависимость спроса на лекарственный препарат от цены
Функциональная зависимость между величиной спроса и несколькими переменными может быть представлена в аналитической форме, т. е. в виде выражения:
где: a, b, c — весовые значения (устанавливаются экспериментально) переменных x, y, z.
При маркетинговых исследованиях в здравоохранении весовые значения (вес фактора) часто определяют методом анкетирования или методом экспертных оценок.
Иногда строят логарифмическую зависимость. Например, для функции потребления она выражается следующим образом:
где: C — потребление лекарственного препарата А на душу населения; Y — реальный доход на душу населения; P — индекс цен на лекарственный препарат А в этом году, скорректированный на общий индекс стоимости жизни; β0, β1, β2 — константы (вес фактора).
Это уравнение получило название уравнение поведения. Закон поведения будет определен, как только мы найдем значения констант β0, β1, β2.
Соответственно задача исследователя — определить (оценить) эти коэффициенты (константы) из подходящего набора наблюдений. Но это не единственная задача.
Можно задать другие вопросы, относящиеся к эконометрике:
- нет ли переменных, которые следовало бы дополнительно включить в уравнение (например, цены на другие виды медицинских услуг)?
- не следует ли исключить из уравнения некоторые переменные?
- насколько корректно измерены наши данные, представляют ли они то, что должны представлять по нашему мнению?
- верно ли, что модель линейна?
- верна ли экономическая теория?
- является ли модель полной? (В данном примере мы имеем дело с уравнением спроса и не принимаем во внимание уравнение предложения. Что произойдет, если мы будем изучать спрос и предложение одновременно?)
- достаточно ли изучать макроэкономическое уравнение, подобно приведенному выше, для ответа на интересующие нас вопросы, или необходимо изучать также индивидуальные (микро) экономические данные?
- приведенная выше модель является статической. Возможно, более подходящей была бы динамическая модель.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу