Общая характеристика образовательной модели Я. Корчака
По отношению к приоритетам интересов личности или общества в образовательном процессе Я. Корчак так же, как и Ж.-Ж. Руссо, твердо стоит на позиции приоритета личности:
Я. Корчак не приемлет положения, когда взрослые берут на себя право авторитарного управления жизнью и поведением детей.
Я. Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:
- Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
- Наблюдать ребенка.
- Не давить на ребенка.
- Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
- Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.
С точки зрения Я. Корчака, воспитателям следует тщательно и всесторонне изучать детей длтого, чтобы педагоги могли наиболее эффективно помогать детскому развитию, творчески подстраиваясьпод этот процесс:
Я. Корчак всегда выступал как сторонник индивидуального воспитания (имеющего особое значение в современной образовательной практике), которому он придавал первостепенное значение в своей педагогической системе:
В отличие от Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, которые также были сторонниками индивидуального воспитания и считали целесообразным проводить его в определенной социальной изоляции («один воспитатель + один воспитанник»), Я. Корчак сумел организовать процесс индивидуального воспитания в групповой среде.
Я. Корчак крайне отрицательно относился к любым формам наказания ребенка:
Образовательная модель Я. Корчака была ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка. Он, как и Дж. Локк, считал, что ни в коем случае нельзя ограничивать детскую активность, что эта естественная активность ребенка является важнейшим фактором его личностного развития:
Я. Корчак подчеркивает, что особенно эффективным средством развития инициативы могут быть детские собрания, если они проходят в «чистой и достойной моральной атмосфере», над созданием которой воспитателю следует много работать: «Ребенок должен знать,что он может взять слово, что это стоит делать, что это не вызовет гнева или неприязни, что его поймут».
В отличие от Я. А. Коменского, предлагавшего следить за тем, чтобы воспитанники не читали никаких других книг, кроме учебных, и Ж.-Ж. Руссо, считавшего книги «наибольшим злом» для ребенка, Я. Корчак предоставлял детям
полную инициативу в выборе книг для чтения:
Я. Корчак (в отличие от А. С. Макаренко) предоставлял воспитанникам полную инициативу в использовании заработанных денег, пусть даже не рациональном: главное для Я. Корчака, чтобы, проявляя инициативу и самостоятельность, совершая ошибки, ребенок набирался жизненного опыта — фактора, служащего его личностному развитию.
Важно не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо по-детски играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в пожар или в поезд, в охоту или индейцев и бессмысленно читать книжки… Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода.
- Группы моделей инновационного обучения
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу