Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки (ст. 25 УЖТ). На железнодорожном транспорте погрузка грузов в вагоны, а также их выгрузка по общему правилу обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями. Однако по договору с грузоотправителями (грузополучателями) перевозчики при наличии у них соответствующих погрузочно-разгрузочных приспособлений могут принимать на себя обязанность по выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузку контейнеров в местах общего пользования обязан производить перевозчик за счет грузоотправителя (ст. 21 УЖТ).

Когда обязанность по погрузке лежит на грузоотправителе, перевозчику передается уже погруженный в вагоны груз. Тогда обязанность обеспечить размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах в соответствии с техническими требованиями лежит на грузоотправителе. Соответственно, на нем же лежит и ответственность за утрату, порчу или повреждение груза, вызванные ненадлежащим исполнением этой обязанности (ст. 95 УЖТ).

Перевозчик же имеет право, но не обязан проверять достоверность массы груза, его наименования и других сведений, указанных грузоотправителями в накладных (ст. 27 УЖТ). В тех случаях, когда обязанность погрузки лежит на перевозчике, момент перехода груза под ответственность перевозчика определяется не передачей ему погруженных вагонов, а предоставлением груза для погрузки в транспортное средство.

В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован

Так, ст. 18 УЖТ предусматривает, что грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции и сохранность грузов.

Интересно
Требования к таре и упаковке предусматриваются соответствующими техническими требованиями. Перевозчик и владелец инфраструктуры имеет право провести проверку соответствия тары и упаковки грузов. Маркировка грузов позволяет идентифицировать груз, особенно в случае его перевалки с одного транспортного средства на другое.

Различают маркировку, наносимую грузоотправителем и железной дорогой. Отправительская маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Манипуляционные знаки – изображения, указывающие на способы обращения с грузом («Верх, не кантовать», «Осторожно, хрупкое» и т.п.).

Некоторые виды грузов перевозятся насыпью и навалом и не требуют упаковки. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 26.09.2016 № 281 «Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом» насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью), а навалом перевозятся грузы, погрузка которых производится с укладкой или без укладки в вагоне, которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам, например, лом и отходы, брикеты, мелкие металлические изделия (гайки, подкладки, шурупы), лесные грузы.

Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и выдувания, перевозятся насыпью и навалом в универсальных крытых вагонах и в специализированных крытых вагонах, а также в специализированных контейнерах.

Грузы, перевозимые навалом в крытых вагонах, должны перевозиться только с дверными заграждениями, установленными перевозчиками, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями, если погрузка обеспечивается грузоотправителем.

Перевозка зерновых грузов влажностью до 17% включительно, зернобобовых культур до 17%, проса до 15%, семян масличных культур до 10%, семян подсолнечника до 8% производится на общих условиях в соответствии со статьей 3 УЖТ.

Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров

Пломба представляет собой охранный знак, подтверждающий то, что в процессе перевозки доступа к грузу не было. Исправные пломбы, а также ясность знаков на пломбах (при исправности транспортного средства) свидетельствуют о том, что в транспортное средство никто не проникал и что груз в нем находится в том виде и количестве, в каком он был погружен грузоотправителем, наложившим пломбу. Поэтому наложение пломб – одно из основных средств борьбы за сохранность груза при перевозке.

Прибытие груза в пункт назначения в транспортном средстве за нарушенной пломбой грузоотправителя при его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче мест груза, но не может служить основанием освобождения от ответственности перевозчика в случае повреждения или порчи груза.

Согласно ст. 28 УЖТ загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы ЗПУ.

На ЗПУ должна быть нанесена следующая информация:

  • буквенное сокращенное наименование перевозчика;
  • идентификационный номер ЗПУ, состоящий из букв и цифр;
  • товарный знак, идентифицирующий изготовителя;
  • последняя цифра года выпуска ЗПУ;
  • тип (наименование) ЗПУ.

В целях предупреждения споров об обеспечении сохранности грузов большое значение имеет определение массы отдельных грузов, предъявляемых к перевозке. Оно направлено на индивидуализацию предмета перевозки, и может производиться различными способами: по обмеру, по объемному весу, расчетным путем (например, грузы правильной геометрической формы). Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон.

В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника. Так, согласно Правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и перечня грузов, требующих специального сопровождения в пути следования, утвержденных приказом Минтрансом РФ от 04.03.2019 № 70, сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица.

При сопровождении грузов постоянным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение контроля за состоянием груза и его обслуживания при перевозке железнодорожным транспортом.

Сопровождение грузов постоянным способом осуществляется без смены лиц, сопровождающих груз (далее – проводники), на протяжении всей перевозки железнодорожным транспортом.

Сопровождение грузов сменным способом осуществляется ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее – ведомственная охрана) со сменой работников (нарядов) ведомственной охраны в пути следования.

Интересно
При сопровождении грузов сменным способом прием и сдача грузов, осуществление охраны в пути следования, а также предъявление и рассмотрение претензий между грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору и ведомственной охраной осуществляются на основании соответствующего договора.

Сопровождение перевозимого груза не влечет автоматического освобождения от ответственности перевозчика за несохранность груза, который в этом случае должен доказать, что утрата, недостача, повреждение или порча перевозимого груза имели место по причинам, связанным с действиями (бездействием) проводников, сопровождающих указанный груз.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)