Организация прокурорского надзора
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии во многом зависит от того, как организована работа – сбор информации о нарушениях экологического законодательства, ее анализ и планирование мероприятий.
Источниками информации о нарушениях экологического законодательства могут стать сведения из разных организаций. В первую очередь из органов, осуществляющих функции государственного контроля за соблюдением экологического законодательства в соответствующих природных сферах.
В этих органах, в частности, можно получить информацию:
- о составе и степени опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и их концентрациях (превышениях ПДК) в компонентах природной среды;
- о выявленных нарушениях экологического законодательства и принимаемых мерах к их устранению и недопущению в будущем;
- об оснащении предприятий газоочистными, водоочистными и пылеулавливающими установками, приборами контроля вредных выбросов, сбросов и об их работе;
- о строительстве новых и реконструкции действующих очистных сооружений;
- о числе должностных и иных лиц, привлеченных к дисциплинарной и административной ответственности за загрязнение окружающей среды;
- о количестве и суммах заявленных исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды о возмещении ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства;
- о количестве материалов, направленных в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о приостановлении производственной деятельности предприятий, цехов, участков.
Природоохранные органы составляют также перспективные и текущие планы или программы своей деятельности, направленной на оздоровление окружающей среды, с которыми необходимо ознакомиться прокурору.
Начиная с 1992 года ежегодно публикуется «Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации». Это обобщенный свод данных, представленных всеми специально уполномоченными в области охраны и использования природной среды и иными органами.
Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения РФ издает ежегодный «Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации». В субъектах Российской Федерации, как правило, эти сведения публикуются в составе ежегодного доклада о состоянии здоровья населения.
На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена обязанность по составлению ежегодного доклада «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Госатомнадзор России по окончании отчетного периода составляет доклад о своей деятельности с подробным описанием состояния ядерной и радиационной обстановки.
Перечисленные источники информации содержат анализ официальных данных из статистических отчетов. Прокурорам необходимо изыскивать возможности для получения таких документов.
В числе информационных источников следует выделить так называемые формы статистического наблюдения двух видов:
- формы федерального статистического наблюдения, утвержденные постановлением Госкомстата России. (Например: № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах» от 20 декабря 1999 г. № 109; № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах (помесячных)» от 24 июля 2000 г. № 68).
- формы ведомственного учета работы специально уполномоченных органов в сфере экологии (№ 7-ЛХ «Сведения о нарушениях правил охоты и рыболовства на территории лесного фонда», утвержденные приказом Рослесхоза от 9 июня 1998 г. № 94).
Подобного рода данные могут быть получены в региональных органах Госкомстата России либо в территориальных природоохранных органах. Следует иметь в виду, что федеральными органами исполнительной власти формы статистической отчетности периодически отменяются и утверждаются в новой редакции, что обусловливает необходимость постоянно быть в курсе подобных изменений.
Данные о материальном ущербе, причиненном загрязнением окружающей среды, о количестве и суммах рассмотренных и удовлетворенных исков можно получить в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Сведениями о несоблюдении требований государственных стандартов качества окружающей среды, метрологическом контроле за работой приборов измерения качества воздуха, воды обладают региональные органы Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии.
В процессе организации работы необходимая прокурорам информация может быть также получена в различных общественных экологических организациях: Всероссийском обществе охраны природы, Российском экологическом союзе.
Емкими источниками информации о нарушениях экологического законодательства являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации (печатных изданий, радио, телевидения); обращения в прокуратуру должностных лиц. Определенные сведения о нарушениях названного законодательства содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, в представлениях, вносимых следователями.
Помимо этого сведения о нарушениях экологического законодательства прокуроры получают из сообщений правоохранительных и природоохранных органов, при проведении проверок иного законодательства, при поддержании государственного обвинения и заявленных исков в судах.
Полученная прокурорами информация о нарушениях экологического законодательства должна подвергаться тщательному анализу, что позволяет:
- видеть реальное состояние окружающей природной среды, вред, причиненный ей выбросами и сбросами стационарных и передвижных источников загрязнения, размещением отходов;
- определять наиболее неблагополучные в экологическом отношении промышленные и иные предприятия, другие объекты;
- оценить результативность мер борьбы с нарушениями экологического законодательства, роль природоохранных и правоохранительных органов, а также самой прокуратуры;
- определить круг вопросов, по которым проведение проверок можно поручить природоохранным и другим органам;
- избегать дублирования в работе, осуществлять более целенаправленно прокурорский надзор за исполнением названного законодательства.
Планирование обеспечивает комплексную научную основу в деятельности прокуратуры, этим достигается:
- четкое определение задач прокуратуры в целом и отдельных ее звеньев на определенный отрезок времени;
- разработка и реализация программы мероприятий по решению этих задач, составленной на основе рационального распределения сил и средств для укрепления законности и более эффективной борьбы с правонарушениями;
- установление персональной ответственности за выполнение намеченных мероприятий и последовательности их выполнения во времени;
- определение форм взаимодействия прокуратуры с другими государственными органами и общественными организациями.
Плановые мероприятия прокуратуры согласовываются с мероприятиями природоохранных и других органов. Так, планируя проведение проверки исполнения экологического законодательства на предприятии, во избежание дублирования необходимо убедиться, не проведена ли уже эта проверка природоохранным органом, не продолжается ли ее проведение и не планируется ли проведение в ближайшее время.
Контроль со стороны руководителей прокуратур должен быть постоянным. Ход выполнения планов как коллективом прокуратуры в целом, так и конкретными работниками обсуждается на оперативных совещаниях.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу