Отграничение договора перевозки порожнего вагона от иных гражданско-правовых договоров
Договоры, направленные на оказание услуг по перевозке, отличаются между собой прежде всего в зависимости от особенностей перемещаемого объекта. По этому признаку можно отграничить договор перевозки груза, договор перевозки пассажира и договор перевозки порожнего вагона.
Следует отметить, что данное в УЖТ определение договора перевозки груза не содержит обязанности перевозчика доставить порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, в пункт назначения.
Отсутствие упоминания в определении договора перевозки грузов о порожнем вагоне, на наш взгляд, не случайно. Представляется, что договор перевоз порожнего вагона является самостоятельным гражданско-правовым договором, отличным от договора перевозки грузов. Безусловно, имеется значительное сходство данных договоров. Оба они направлены на оказание услуг по перемещению материальных объектов из одной точки пространства в другую. Каждый из них, может быть охарактеризован как договор в пользу третьего лица. Имеется еще целый ряд общих черт.
Однако нельзя не обратить внимание на множество различий, которые отражены в уставе железнодорожного транспорта. Помимо различий в предмете и субъектном составе данных договоров, следует также обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, порожний вагон нельзя отождествлять с грузом.
В последнее время появилось модное выражение «груз на колесах», под которым и принято понимать порожний вагон, не принадлежащий перевозчику. Данное обстоятельство может привести к ошибочному выводу о тождестве понятий «груз» и «порожний вагон». Положения устава железнодорожного транспорта говорят об обратном.
Разумеется, этого не может быть, а потому не могут быть выполнены требования ст. 21 УЖТ, согласно которой грузоотправитель должен обеспечить погрузку грузов. В отношении порожнего вагона невыполнимыми являются требования ст. 18 УЖТ об обеспечении грузоотправителем тары и упаковки груза. Вряд ли для перевозки порожних вагонов подходят правила ст. 16 УЖТ о предъявлении груза с объявлением ценности. Неприменимы здесь также правила ст. 26 и 27 УЖТ о взвешивании грузов, ст. 28 УЖТ о плобировании, ст. 38 УЖТ о выгрузке.
Своевременность прибытия грузов и порожних вагонов определяется по-разному. И в том и в другом случае указанный в транспортной накладной срок не должен истечь. Между тем грузы считаются доставленными в срок, если до истечения срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на станции назначения или вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям.
В свою очередь, порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения срока доставки порожний грузовой вагон прибыл на станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь (ст. 33 УЖТ).
Также в юридической литературе справедливо указывалось, что до внесения изменений в УЖТ несмотря на схожесть технологии перевозок грузов и порожних вагонов, существенно различались порядок и сроки согласования возможности будущих перевозок, основания к отказу в осуществлении будущих перевозок и последствия таких отказов.
Порожние вагоны предъявляются перевозчику не на основании принятой заявки грузоотправителя, а на основании запроса-уведомления отправителя (ст. 12 УЖТ).
В запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона (станции отправления и назначения порожнего вагона, отправитель, владелец (если он не является отправителем) и получатель порожнего вагона, цель перевозки порожнего вагона (под погрузку груза, в ремонт, для временного размещения вагонов, для промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, под перегрузку и другие цели, предусмотренные правилами перевозок железнодорожным транспортом), дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки, другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Перечень оснований для отказа в согласовании заявки и в согласовании запроса-уведомления отличаются друг от друга.
Приказом Минтранса России от 07.07.2015 № 214 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов» установлен следующий перечень оснований, при отсутствии которых перевозчик и владелец транспортной инфраструктуры имеют право отказать в согласовании запроса-уведомления:
- Отсутствие в законодательстве РФ запретов и ограничений, препятствующих осуществлению железнодорожной перевозки порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов (далее – вагоны).
- Наличие согласованной перевозчиком заявки на перевозку груза (далее – заявка ГУ-12), если в соответствии с запросом-уведомлением на перевозку вагонов вагоны предъявляются к перевозке под погрузку груза.
- Соответствие сведений запроса-уведомления сведениям согласованной перевозчиком заявки ГУ-12, если вагоны следуют под погрузку.
- Дата отправления, указанная в запросе-уведомлении, позволяет обеспечить доставку такого вагона на станцию назначения в период действия заявки ГУ-12.
- Непревышение количества вагонов владельца, количеству вагонов, согласованных в заявке ГУ-12.
- Наличие согласования запроса-уведомления на перевозку вагонов владельцами, если в соответствии в законодательством РФ запрос-уведомление подлежит такому согласованию.
- Наличие согласия владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожного пути необщего пользования на прием вагонов для временного размещения.
Также следует сказать об особенностях правил отказа получателя от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку груза.
К числу случаев, когда такой отказ возможен, ст. 36 УЖТ относит следующие:
- техническая неисправность или непригодность в коммерческом отношении порожнего вагона, делающие невозможным его использование под погрузку;
- отсутствие согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов;
- прибытие на станцию назначения порожнего вагона с просрочкой его доставки, если указанная просрочка составила более чем пять суток, произошла по причинам, не зависящим от получателя, и, если порожний грузовой вагон не может быть использован данным получателем для выполнения согласованных перевозчиком заявок.
Отказ же грузополучателя от груза возможен только в случаях порчи или повреждения груза.
Следует также обратить внимание на то, что перевозка груза в большинстве случаев осуществляется в целях исполнения иных гражданско-правовых договоров, и прежде всего договора поставки. При этом груз принимает экономическую форму товара. После окончания перевозки груз, в отличие от порожнего вагона, продолжает выступать в качестве самостоятельного объекта товарооборота вне привязки к рынку транспортных услуг.
Кроме того, если порожний вагон признать грузом, то невозможно объяснить, почему тот же самый вагон до его выгрузки в процессе исполнения договора перевозки грузов в качестве груза не рассматривается.
Логично было бы предположить, что совокупная масса перевозимого груза по договору перевозки груза состоит из массы самого груза, находящегося внутри транспортного средства, и так называемого «груза на колесах» (порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику). Но этого не происходит. Не может один и тот же вагон не быть грузом при перемещении в одну сторону, и быть им при его доставке в обратном направлении.
Совокупность приведенных отличий позволяет отграничить договор перевозки порожнего вагона от договора перевозки груза. Вряд ли в этой связи можно согласиться с мнением М.И. Брагинского о том, что транспортировка порожних вагонов свидетельствует лишь о специфике работы транспорта и о том, что в этом случае налицо договор перевозки специфических грузов, а не самостоятельный гражданско-правовой договор. Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, грузом не является.
Соотношение договора перевозки порожнего вагона и договора буксировки.
Если порожний вагон признать транспортным средством, то сходство данных договоров очевидно.
Буксировщик оказывает услугу по перемещению буксируемого транспортного средства. В договоре перевозки порожнего грузового вагона с одной стороны участвует перевозчик, являющийся владельцем локомотива, а с другой стороны отправитель, владеющий порожним вагоном на законном основании. Причем отправитель действует от имени владельца порожнего вагона (оператора подвижного состава).
Между тем имеется неопределенность в вопросе признания порожнего вагона транспортным средством. Если исходить из смысла ст. 791 ГК, то согласно принятой заявке перевозчик обязан подать исправные транспортные средства, в качестве которых следует рассматривать порожние вагоны.
Согласно п. 11 ст. 1 федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ от 06.07.2016 «О транспортной безопасности» железнодорожный подвижной состав является транспортным средством. Следовательно, и порожние грузовые вагоны являются транспортными средствами.
Подтверждением данного утверждения являются также ст. 16 федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и ст. 12.2 федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в которых прямо указывается, что к транспортным средствам относится подвижной состав, включая порожние вагоны. Об этом же свидетельствует и судебная практика.
Признание порожнего вагона транспортным средством могло бы служить одним из аргументов в пользу квалификации договора перевозки порожних вагонов разновидностью договора буксировки. Однако в этом случае трудно объяснить, почему перевозка грузов в приватных вагонах, не принадлежащих перевозчику, осуществляется на основании договора перевозки грузов, а перевозка порожних вагонов после выгрузки должна осуществляться на основании договора буксировки. Кроме того, договор перевозки порожних вагонов квалифицируется как договор в пользу третьего, чего нельзя сказать о договоре буксировки.
Соотношение договора перевозки порожнего вагона и договора транспортной экспедиции. Главное отличие договора перевозки порожнего вагона от договора транспортной экспедиции проявляется в характере предоставляемых услуг. Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов. Сама перевозка транспортно-экспедиционной услугой не является.
Выполнение перевозки является обязанностью перевозчика, а не экспедитора. Поэтому перевозка порожнего вагона должна регулироваться нормами главы 40 ГК, в то время как предоставление транспортно-экспедиционных услуг регулируется нормами главы 41 ГК.
- Содержание договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава
- Соотношение договоров на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава с иными гражданско-правовыми договорами
- Порядок заключения договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава
- Предмет договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава
- Понятие договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава
- Соотношение договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожного подъездного пути с договорами об организации перевозок
- Понятие договоров о подаче и уборке вагонов и эксплуатации железнодорожных подъездных путей
- Содержание договора между владельцами транспортных инфраструктур
- Понятие договора между владельцами транспортных инфраструктур
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу