Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Многие трудности, а иногда и ошибки в осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности проистекают из-за отсутствия в законе достаточно полной и четкой регламентации полномочий прокурора в ОРД.

Следует иметь в виду, что в данной сфере (в отличие от властно-распорядительных полномочий в досудебных стадиях уголовного процесса) прокурор не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих ОРД. Выявив незаконное и необоснованное решение, он направляет протест или представление в порядке, предусмотренном ст. 23 – 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Прокурор не вправе отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения оперативно-розыскных мероприятий, использовать полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законодательством, применительно к надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Полномочия распространяются лишь на ту деятельность органов, осуществляющих ОРД, где последние выступают как органы дознания, возбуждая уголовное дело или отказывая в его возбуждении, выполняя неотложные и другие следственные действия, принимая процессуальные решения в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

Уполномоченный прокурор вправе проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, не только в связи с поступившими к нему заявлениями, сообщениями, обращениями, но и по собственной инициативе.

При этом он может беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и при наличии допуска к работе с секретными документами входить на территорию и в помещения, занимаемые оперативно-розыскными подразделениями органов внутренних дел, налоговой полиции и других ведомств, требовать у руководителей представления оперативно-служебных документов, в том числе дел оперативного учета, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документации, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения ОРМ.

Это правило не распространяется на разведовательную и контрразведовательную деятельность органов ФСБ и СВР, где в соответствии с упоминавшимся приказом Генерального прокурора РФ № 56 оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведовательной деятельности истребуются прокурором только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях закона названными органами.       В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ тем же приказом прокурорам предписано изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением ими собственной безопасности. Надзор за исполнением законов этими органами не входит в компетенцию горрайпрокуратур. Поэтому в случае получения заявления, сообщения о допущенных там нарушениях горрайпрокурор направляет их вышестоящему уполномоченному прокурору для решения вопроса о порядке рассмотрения.

Интересно
Существенные ограничения полномочий прокурора в сфере ОРД касаются возможностей ознакомления со сведениями о личности тех, кто по заданию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, внедрен в организованные преступные группы, кто является штатным негласным сотрудником этих органов либо оказывает им содействие на конфиденциальной основе. Такие сведения представляются соответствующим прокурорам только с согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При проверке законности деятельности поднадзорных оперативно-розыскных подразделений горрайпрокурор и подчиненные ему уполномоченные прокуроры наряду с изучением оперативно-служебных документов вправе получать объяснения соответствующих должностных лиц, давать обязательные для исполнения письменные указания о выполнении требований закона по уголовным делам, находящимся в их производстве, по делам, по которым они осуществляют надзор (п. 11 ч. 2 и 3 ст. 37 УПК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

В случае установления нарушений закона и прав граждан прокурор обязан оптимально с учетом характера этих нарушений и конкретной ситуации использовать предоставленные ему полномочия по их устранению, а при наличии оснований – по привлечению виновных к административной или уголовной ответственности. В этих целях он вправе внести протест, представление, решить вопрос о привлечении лица к административной ответственности, возбудить уголовное дело.

Прокурор согласно ст. 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” осуществляет надзор за исполнением законов; слежение за исполнением органами, осуществляющими ОРД, нормативных актов МВД России, Федеральной службы налоговой полиции РФ и других ведомств не входит в обязанность прокурора. Для этого есть ведомственный контроль. Однако знать содержание нормативных актов, касающихся порядка осуществления ОРД, уполномоченному прокурору необходимо. Если их нет в горрайпрокуратуре, он может ознакомиться с ними у вышестоящего уполномоченного прокурора либо в поднадзорном органе.

В процессе надзорной проверки прокурор опирается на предписания ведомственных нормативных актов, например о порядке и сроках заведения дел оперативного учета, документировании оперативно-розыскных мероприятий, их конкретном содержании, для обоснования выводов о законности производимых действий и выполнении поставленных перед оперативно-розыскными подразделениями задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)