Понятие о средствах обучения и их функциях
Способы педагогического взаимодействия непосредственно связаны со средствами обучения. Последние входят в структуру метода обучения.
Существуют разные точки зрения на сущность понятия средства обучения, наиболее распространённые из них следующие:
- средства обучения − всё то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания и специальных средств (широкий смысл);
- средства обучения − учебные и наглядные пособия, технические устройства, технические средства, др. (узкий смысл);
- средства обучения − это источники получения знаний, формирования умений.
Чтобы определиться с выбором определения средств обучения, обратимся к понятию «средство».
Средство:
- приём, способ действия;
- орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.
И то, и другое значение понятия «средство» может быть использовано для понимания сущности средств обучения. При осуществлении педагогического взаимодействия применяются материальные (совокупность материальных объектов), интеллектуальные (знания и умения), моторные (физические усилия), эмоциональные (проявление эмоциональных состояний) средства. С учетом сказанного средства обучения − совокупность материальных и идеальных объектов, способствующих более эффективному усвоению обучающимися содержания образования. Средства обучения как составляющая учебного процесса выполняют обучающую, воспитательную, развивающую и контролирующую функции.
Но различают и дополнительные функции, присущие средствам обучения, а именно:
- компенсаторная − способствуют достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья, времени;
- адаптивная − обеспечивают благоприятные условия протекания процесса обучения;
- информативная − являются источниками знаний непосредственно или опосредованно;
- интегративная − реализуется при комплексном использовании средств обучения;
- инструментальная – обеспечивают реализацию определённых видов деятельности, достижение методических целей.
Система материальных средств обучения включает в себя взаимосвязанные группы средств, представленные на рисунке 13.
К натуральным объектам относятся живые растения, живые животные, гербарии, коллекции, микропрепараты, остеопрепараты, материалы (вещества), явления (например, электрический разряд). Для восприятия ряда объектов требуется использование приборов и материалов: микроскоп, амперметр, пробирки, штативы, пипетки, пинцеты, лупы и другое лабораторное оборудование.
Средства изображения и отображения предметов и явлений можно условно подразделить на несколько групп:
- средства изобразительной наглядности, не требующие технических устройств для демонстрации (портреты, фотографии, картины, таблицы, рельефные таблицы, схемы, схематические рисунки);
- объемные средства (муляжи, макеты, модели);
- аудиовизуальные средства, требующие использования технических устройств для восприятия их обучающимися (видеофильмы, фонограммы, презентации).
Технические средства обучения необходимы для предъявления аудиовизуальных средств, к ним относятся магнитофон, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, внутреннее кабельное телевидение. Пособия для преподавателя высшей школы связаны с вопросами возрастной и педагогической психологии, психологии студенческой молодежи, общей и профессиональной педагогики, методикой преподавания той или иной дисциплины.
Пособия для студентов по преподаваемым дисциплинам могут быть разнообразными: учебник, учебное пособие, методическое пособие, методические рекомендации и указания, хрестоматия, словарь-справочник, сборник задач и упражнений. Система средств обучения по определенной учебной дисциплине выстраивается в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебной программой, учебником. Выбор средств обучения зависит от ряда объективных и субъективных факторов.
Назовем лишь некоторые условия, которые важно соблюдать при подборе средств обучения:
- соответствие требованиям к результатам обучения;
- соответствие содержанию образования;
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- соответствие уровню подготовленности обучающихся, знакомства с изучаемым материалом;
- разнообразие средств обучения;
- оптимальное количество средств обучения на занятии;
- учет особенностей методики использования различных средств обучения.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу