Речевые тактики и коммуникативные барьеры

В каждой ситуации общения используются свои речевые тактики, т. е. речевые приемы, помогающие достичь цели. Специалисты выделяют речевые тактики, свойственные бытовому и деловому общению.

Распространенными являются: обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так бывает); пример (…а моему другу купили…, а я в твои годы…, т.е. используется какой-то конкретный опыт); неожиданность (использование неожиданной информации); обращение к авторитету.

Также используют момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход к решению проблемы), провокацию (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента) и «подмазывания» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной ситуации»).

Ещё есть сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да» (Ты ходил в субботу на выставку и сказал, что тебе понравилось («Да»), к тому же это заняло немного времени («Да») и билет был недорогой («Да»), значит, ты можешь пойти со мной на эту выставку еще раз («Да»).

Важным фактором в общении является и межличностное пространство. Исследователями выделено четыре зоны общения: интимная зона, межличностное пространство, социальная зона и общественная зона.

Интимная зона (от 15 до 50 см) — это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники). Межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) — общение друзей.

Социальная зона (от 1,2 до 3,7 м) — эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений. Общественная зона (более 3,6 м) — при общении с большой аудиторией. Для осуществления полноценной речевой коммуникации важно избегать коммуникативные барьеры. Всем известны случаи, когда собеседники, как ни стараются, не понимают друг друга.  Причины кроются в неодинаковом знании предмета разговора, психологических особенностях собеседников, профессиональных, политических, религиозных различиях, т. е. в коммуникативных барьерах.

Логический барьер. Каждый человек видит проблему со своей позиции. Нужно постараться понять собеседника, встать на его точку зрения.

Стилистический барьер. Он предполагает четкую структуру текста, логику и последовательность изложения. Для этого используется правило рамки и цепи. Правило рамки заключается в том, что начало и конец сообщения должны быть четко очерчены, так как начало и конец лучше запоминаются.

Правило цепи предполагает структуру текста, выстроенную по какому-либо признаку. И, конечно, учитывается вид сообщения, так как форма коммуникации и ее содержание должны соответствовать друг другу. Если этого нет, возникает стилевой барьер. Семантический (смысловой) барьер возникает, когда собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, т. е. «говорят на разных языках», имеют социальные, религиозные, профессиональные различия. Фонетический барьер. Когда речь невнятна, у собеседника неправильное произношение, в речи много слов – паразитов, жаргонных слов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)