Содержание договора о предоставлении услуг по пользованию транспортной инфраструктурой

Содержание договора составляют права и обязанности сторон. Поскольку наиболее полно урегулированы права и обязанности сторон по договору, то основой для рассмотрения содержания договора будут являться нормы УЖТ РФ и Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что и на других видах транспорта, хотя и не столь системно, но все же права и обязанности сторон урегулированы. Поэтому при рассмотрении этого вопроса там, где это необходимо, будут рассмотрены положения и иных нормативных правовых актов, отражающих специфику того или иного вида транспорта.

Обязанности владельца транспортной инфраструктуры.

Владелец инфраструктуры обязан обеспечивать доступ железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути общего пользования в соответствии с согласованными в запросах сроками и условиями оказания услуг.

Рассмотрение и согласование запроса осуществляются в следующие сроки со дня его регистрации:

  • не более 5 календарных дней – для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении;
  • не более 10 календарных дней – для осуществления перевозок грузов в прямом и непрямом смешанном железнодорожном сообщении, в прямом и непрямом международном сообщении.

Для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику запрос-уведомление (далее – запрос).

Владелец инфраструктуры может рассматривать и согласовывать запросы в сокращенные сроки. При наличии возможности оказания услуг по использованию инфраструктуры в запрашиваемый перевозчиком период времени владелец инфраструктуры обязан: согласовать запрос, проставляя на нем соответствующую отметку, заверить запрос своей печатью и подписью уполномоченного представителя, после чего один экземпляр согласованного запроса незамедлительно возвращает перевозчику.

При отсутствии возможности оказания услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры в срок не более 5 календарных дней со дня регистрации запроса возвращает один экземпляр запроса перевозчику с указанием периода времени, в течение которого запрашиваемые перевозчиком услуги могут быть оказаны.

Согласованный запрос приобщается к договору в качестве приложения.

На предъявленный перевозчиком состав поезда владелец транспортной инфраструктуры должен оформить натурный лист пассажирского поезда в трех экземплярах.

При отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить формирование поезда может быть предусмотрена обязанность владельца инфраструктуры сформировать поезд из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, с использованием технических средств железнодорожных станций.

Владелец инфраструктуры может отказать перевозчику в оказании услуг по использованию инфраструктуры при наличии заключенного договора в следующих случаях:

  1. Отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки.
  2. Прекращение или ограничение в соответствии со ст. 29 УЖТ погрузки и перевозки грузов, грузобагажа по запрашиваемому маршруту следования в запрашиваемый период времени.
  3. В иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Организация движения поездов осуществляется на основании сводного графика движения поездов, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.

Владелец транспортной инфраструктуры также обязан:

  • в соответствии с установленной категорией скорости перевозки принимать необходимые меры по обеспечению условий движения поезда перевозчика, включая определение маршрута пропуска поезда перевозчика в графике движения поездов;
  • осуществлять передачу диспетчерской службе перевозчика достоверной информации о движении или месте нахождения его железнодорожного подвижного состава;
  • на железнодорожных станциях в процессе осуществления перевозки оказывать сортировочные услуги;
  • в пути следования обеспечить проверку и контроль технического состояния и обслуживание подвижного состава перевозчика (безотцепочный ремонт);
  • на электрифицированных участках обеспечить электроснабжение подвижного состава;
  • обеспечить управление движением поездов;
  • предоставлять перевозчикам в режиме регулярных сообщений информацию о стоимости оказываемых услуг.

Договором могут быть также предусмотрены обязанности:

  1. По погрузке, выгрузке и хранению грузов, багажа и грузобагажа.
  2. Текущему ремонту вагонов и локомотивов, принадлежащих перевозчику и сторонним лицам.
  3. Разработке схем размещения и крепления грузов в открытом подвижном составе.
  4. Очистке, промывке и дезинфекции подвижного состава после выгрузки и т.д.

Следует особо отметить, что обязанности по обеспечению диспетчерского обслуживания уделено значительное внимание в законодательстве, регулирующем деятельность на иных видах транспорта.

Приказом от 01.03.2010 № 47 «Об утверждении Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» Минтранс России утвердил положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям РФ

В соответствии с данным положением диспетчерскому регулированию движения судов подлежат самоходные суда и буксируемые (толкаемые) составы, используемые для перевозки грузов и пассажиров. Диспетчерские службы смежных бассейнов информируют друг друга о подходе судов к границам бассейна с указанием названия судна, судовладельца, арендатора, а также рода и количества груза, количества пассажиров, пункта назначения, полагаемого и фактического времени подхода.

Владелец инфраструктуры не вправе обусловливать оказание перевозчику услуг по использованию инфраструктуры обязательным оказанием других услуг.

Обязанности перевозчика:

  • на основании договора при осуществлении неоднократных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа для каждой конкретной перевозки представлять владельцу инфраструктуры в двух экземплярах запрос об оказании услуг по использованию инфраструктуры (далее – запрос);
  • передать владельцу инфраструктуры один экземпляр заполненной дорожной ведомости на станции отправления поезда;
  • предъявлять для технического осмотра владельцу инфраструктуры на указанном им пути станции отправления сформированный состав поезда за определенное сторонами количество часов до его отправления;
  • выполнять распоряжения владельца инфраструктуры, касающиеся обеспечения требований безопасности движения поездов, нормативов графика движения, плана и порядка формирования поездов, технологических процессов работы линейных подразделений инфраструктуры;
  • сообщать владельцу инфраструктуры об обнаруженных повреждениях объектов железнодорожной инфраструктуры, а также нарушениях правил ее технической эксплуатации;
  • оплачивать услуги в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором.

Документами, подтверждающими факт оказания услуг в соответствии с условиями договора и их фактический объем, служат дорожные ведомости и натурный лист поезда. Они являются основанием для проведения окончательных расчетов за оказанные услуги.

Оплата услуг по использованию инфраструктуры производится до начала их оказания. Иное может быть предусмотрено договором. Исполнение этого обязательства – факт внесения перевозчиком платежа владельцу инфраструктуры, если иное не предусмотрено договором.

При отказе от получения услуг перевозчик обязан уведомлять владельца инфраструктуры в письменной форме в срок, установленный Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)