Социальная ситуация развития и ведущая деятельность эмоциональное развитие

Младенческий возраст — период жизни ребенка от одного-двух месяцев до года. Первая улыбка как реакция на лицо взрослого человека является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности, неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как назвал ее Л.C. Выготский.

Жизнь ребенка полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого человека (в первую очередь мамы), она как бы вплетена в его жизнь и деятельность, они живут общей жизнью. Ведущая потребность младенчества — потребность в другом человеке, в общении, и, соответственно, ведущая деятельность — эмоционально-непосредственное общение.

М.И. Лисина описала четыре критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении:

  • внимание и интерес ребенка к взрослому (младенец смотрит, следит, рассматривает лицо взрослого);
  • эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого. К четвертой неделе жизни у ребенка можно наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. На втором месяце жизни у ребенка складывается форма поведения, которая получила название «комплекс оживления» — сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого, выражающийся в эмоциональных реакциях, двигательных реакциях, в предречевой вокализации (гуление, гуканье);
  • инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь к себе внимание, проявить себя. Ребенок начинает улыбаться по своей инициативе, лишь завидев издали фигуру взрослого;
  • чувствительность ребенка к отношению взрослого. Если до двух месяцев ребенок доброжелательно реагирует на любого взрослого (даже на его изображение), то позже не просто начинает улыбаться виду взрослого, а различает его отношение к себе. И если молчащий взрослый наклоняется над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица, то это вызывает недовольство и плач.

Дефицит общения в этот период ведет к так называемому «эффекту госпитализма», задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. Это понятие стали использовать в психологии после Второй мировой войны для описания психического развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. В условиях госпитализма, несмотря на хороший уход и питание, наблюдаются замедление эмоционального и речевого развития ребенка, задержка развития познавательных функций.

Эмоциональное развитие младенца, с одной стороны, зависит от общения с близкими взрослыми, а с другой — является показателем благополучия или неблагополучия в отношениях «ребенок — взрослый».

Установлены следующие последовательность, сроки и длительность (средние данные) формирования положительных и отрицательных реакций у детей первого года жизни (О.В. Баженова):

  • улыбка на говорящее лицо — от 5 до 12 недель;
  • улыбка просто на лицо— от 7 до 14 недель;
  • комплекс оживления на говорящее лицо— от 8 до 14,5 недели;
  • комплекс оживления на яркий предмет — от 12 до 20,5 недели;
  • смех — от 20 до 30 недель;
  • хныканье— от 6 до 21,5 недели;
  • негативные реакции при отнятии игрушки — от 20 до 39 недель;
  • плач (появление активных интонационных характеристик плача, направленного другим: подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий плач) — от 30 до 60 недель.

В семь-восемь месяцев начинает проявляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых людей (иногда эту реакцию называют «тревожное предчувствие разлуки»): грусть или острый испуг на исчезновения мамы (или другого близкого человека) и робость, настороженность, сильное беспокойство при появлении незнакомых людей.

Появление данных реакций, по мнению психологов, важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к матери и другим близким людям; она также говорит о растущей когнитивной способности младенца различать знакомых и незнакомых взрослых.

Английский исследователь Дж. Боулби был одним из первых, кто пытался доказать, что нарушение чувства привязанности между матерью и ребенком имеет отрицательные последствия для всего дальнейшего психического развития ребенка. Эмоциональная привязанность младенца к матери обычно дает ребенку чувство безопасности, надежности и защищенности. Теплые, прочные отношения между младенцем и матерью приводят к более высокому уровню развития когнитивной компетентности и социальных навыков.

Как показали исследования, эмоционально привязанные дети более любознательны, независимы и компетентны, проявляли больше фантазии в символических играх, больше настойчивости в учебе, более эффективно общались со взрослыми и сверстниками, чем их ровесники. Таким образом, надежная привязанность младенца к матери или к другому взрослому, заботящемуся о нем, служит основой его дальнейшего развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)