Стратегия входа на рынок

Можно рассматривать следующие основные стратегии входа в новую сферу бизнеса:

  • приобретение;
  • новое внутреннее предприятие;
  • совместное предпринимательство.

Приобретать можно развитую компанию с оборудованием, персоналом. Новое внутреннее предприятие начинается с полного отсутствия чего-либо (зданий, оборудования, персонала, каналов распространения), иначе говоря, «с чистого листа». Выбор той или иной стратегии зависит от ряда факторов:

  • барьеров входа (они зависят от степени продуктовой дифференциации, стоимостных преимуществ и возможностей экономии на масштабе производства; чем они существеннее, тем более выгодным становится приобретение);
  • степени связи нового бизнеса с существующими в компании (чем она больше, тем ниже барьеры входа);
  • скорости окупаемости капиталовложений (здесь приобретение может оказаться более выгодным);
  • риска, присущего конкретной модели входа;
  • факторов, связанных с жизненным циклом отрасли.

В целом, новое внутреннее предприятие может быть более приемлемым при следующих условиях:

  • отрасль находится в стадиях зарождения или роста;
  • входные барьеры низки;
  • новая СЗХ тесно связана с существующим бизнесом компании;
  • компания согласна получить добавочные заботы по возврату инвестиций и риску.

Приобретение будет более приемлемым:

  • при отрасли, находящейся в стадии зрелости;
  • высоких барьерах входа;
  • несвязанности нового бизнеса с существующими СЗХ (компания придерживается стратегии несвязанной диверсификации);
  • компания не желает дополнительных забот по возврату инвестиций и риску нового предпринимательства.

В терминологии анализа портфеля новое внутреннее предприятие привлекательно для компании, которой требуется больше «знаков вопроса» в портфеле или имеется настоятельная необходимость укрепления «развивающихся победителей» в стадии зарождения или роста. Приобретение целесообразно при нужде компании в «развитых победителях» или «производителях прибыли»

Следует иметь в виду, что при недостаточной проработке стратегии приобретения компании может обнаружиться, что вместо приобретения «победителей» или «производителей прибыли» в портфеле добавились «собаки».

Это может произойти по следующим причинам:

  • компания часто испытывает трудности при попытках интегрировать разные корпорационные культуры;
  • компании переоценивают потенциальный эффект синергизма;
  • приобретения связаны с большими издержками;
  • компании часто неадекватно представляют цели приобретения.

Как указывалось выше, в терминах техники управления портфелем новые внутренние предприятия выступают как «знаки вопроса». Вероятность ошибок может быть уменьшена при учете возможности следующих типичных просчетов:

  • вход мал по масштабу;
  • плохая коммерциализация нового предпринимательства;
  • плохое управление со стороны менеджмента корпорации процессом предпринимательства.

В некоторых ситуациях компании предпочитают внутреннее новое предпринимательство стратегии приобретения, однако они опасаются необходимости новых инвестиций и риска (например, в случае «развивающегося победителя» в стадиях зарождения и роста). Это ведет к использованию ими совместного предпринимательства, которое способствует страхованию от риска и инвестиций в новые проекты.

Однако надо отметить следующие недостатки этого способа входа:

  • кроме страхования инвестиций и риска, требуется гарантия достаточной прибыльности нового дела;
  • компании, вступающие в такое сотрудничество, имеют риск потерять приоритет в» ноу-хау»;
  • партнеры должны контролировать друг друга, особенно при разных философиях бизнеса, горизонтах планирования, инвестиционных приоритетах и т. д., иначе возможны конфликты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)