Тестирование

Преимущественным методом психодиагностики является метод тестирования. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления людей о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.

Наиболее сильное влияние на развитие психодиагностики в последнее время оказывали идеи критериально-ориентированного тестирования и новый подход к конструированию и проверке методик, получивший название «теория анализа ответов на задания теста». Разработка критериально-ориентированных тестов в определенной степени была откликом на критику традиционных методов психодиагностики за их ориентированность на статистическую норму и малую содержательную валидность. Именно представители этого направления впервые поставили вопрос о необходимости отказа от статистической нормы при оценке результатов тестирования и призвали к поиску содержательных критериев. В этих тестах в качестве оценки результатов тестирования используется не балл, получаемый испытуемым и свидетельствующий о занимаемом им месте в выборке, а конкретная область содержания. Главная задача таких тестов — установить уровень готовности индивида к осуществлению какого-либо вида деятельности. Но проблема нормативности диагностики далека от своего разрешения.

Одним из основных недостатков таких методов, как тестирование, опрос, анкетирование, является подверженность испытуемого эффекту социальной желательности. Как полагает В. С. Мерлин, существует три пути преодоления подверженности испытуемого этому эффекту.

  1. Испытуемый при выполнении экспериментального задания не знает о присутствии экспериментатора.
  2. Испытуемого вынуждают к быстрому реагированию на внезапно предъявляемые раздражители.
  3. Применяются проективные методы, в которых показателем свойств личности является не продуктивная деятельность, а выразительная или изобразительная.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)