Анализ внутреннего состояния банка
Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние резервы и потенциал, которые могут быть использованы в достижении конкурентных преимуществ и обеспечить достижение поставленных целей.
Анализ внутреннего состояния банка дает возможность более обосновано сформулировать цели и даже миссию банка, т.е. определить его предназначение и ориентиры деятельности.
Конечной целью такого анализа является информационное обеспечение лиц, принимающих решения, для определения и выбора наиболее подходящего и объективного варианта управления банком.
В условиях, когда существуют внешние ограничения по наращиванию потенциала банка, анализ внутренней среды становится важным элементом в стратегическом управлении. В этом случае на первый план выходит логика выработки стратегии «от имеющихся ресурсов к целям», которая чаще всего используется в отечественной практике формирования стратегий.
К основным факторам функционирования и развития внутри коммерческого банка можно отнести:
- корпоративную идеологию, цели и задачи банка;
- организационную структуру и систему корпоративного управления;
- финансовое состояние;
- параметры используемых технологий и оборудования;
- уровень подготовки персонала и т.д.
Важнейшую роль в деятельности коммерческого банка играет организационная структура управления.
Организационная структура управления банком отражает упорядоченную схему функциональных подразделений и должностей, определяющую взаимные связи между ними и характер подчиненности.
От совершенства организационной структуры в немалой степени зависит успех банка на рынке и достижение поставленных перед ним задач. Выбор организационной структуры осуществляется в соответствии с особенностями внутренней и внешней среды, определяющими условия деятельности банка. Это одна из наиболее важных и ответственных задач менеджмента.
Выделяют несколько видов организационных структур, каждому из которых присущи свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при организации деятельности конкретного банка.
Правильно выбранная организационная структура, своевременное ее изменение в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – важные условия реализации банковской стратегии, эффективной деятельности банка.
Под транспарентностью принято понимать информационную открытость, позволяющую всем заинтересованным лицам судить о внутреннем состоянии банка. Сложность заключается в том, чтобы определить рациональный уровень такой открытости, при котором и участники рынка получать достаточный объем необходимой информации, а сам банк сможет сохранить свои эксклюзивные компетенции и ноу-хау.
В современном понимании корпоративное управление должно обеспечивать возможности всех перечисленных участников осуществлять в должной мере мониторинг и контроль над деятельностью менеджмента компании в рамках обратных связей в системе управления.
Такие процедуры предусматривают использование как правовых и регулирующих механизмов, так и механизмов общественного контроля и социальной ответственности бизнеса.
По инициативе ЦБ РФ большая часть отечественных банков регулярно размещает важную информацию о своей деятельности на официальной странице Банка России. Более того Банку России в процессе создания системы страхования банковских вкладов в 2004–2005 годах удалось получить информацию реальных собственниках российских банков и таким образом узнать имена конечных выгодоприобретателей. Это один из примеров того, как с помощью регулирующего воздействия повышается транспарентность банковской системы в целом и конкретных банков в частности.
Для подтверждения устойчивости и надежности банк должен постоянно проводить анализ своего финансового состояния на предмет своевременного выявления и предотвращения неких отклонений, которые в будущем могут нанести непоправимый ущерб его клиентам.
Иными словами, результаты, полученные в ходе оценки своего финансового состояния, являются для коммерческого банка гарантом непрерывности и эффективности деятельности, и также могут применяться для прогнозирования позиций на рынке капитала и темпов своего развития.
Анализ уровня информационного обеспечения кредитной организации представляет собой анализ системы внешней и внутренней информации. На основе внешних источников информации банком осуществляется анализ деловой и финансовой среды банка.
Источниками внешней информации являются: финансовые отчеты субъектов хозяйствования и другие сведения об их деятельности, научные публикации и статистические материалы об экономическом состоянии страны, сеть Интернет, а также печатные средства массовой информации, теле- и радиовещатели, ежегодные публичные отчеты, производственная статистика, статистика потребления, личные контакты с клиентурой, обмен информации со служащими других банков.
Система внутренней информации оперирует данными в рамках существующей организационной структуры. Это данные, циркулирующие в автоматизированной системе обработки банковской информации. К источникам внутренней информации можно отнести: бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность.
Помимо этого, анализ может базироваться на сведениях различных расчетов, результатах внутренних исследований, актах ревизий и проверок, справок различного рода. Таким образом, источники внутренней информации являются главной составляющей информационной базы анализа.
В России достаточно жесткая конкуренция среди кредитных организаций, и, чтобы не просто функционировать, а делать это эффективно в соответствии с поставленными целями, в этих условиях необходимо не просто оказывать качественные услуги и иметь позитивный имидж на рынке – необходимо ещё и непрерывно развиваться, предлагая клиентам новые банковские продукты.
Многие банки с этим успешно справляются, постоянно расширяют и дополняют спектр предлагаемых услуг, внедряя актуальные и востребованные услуги.
К специфическим методам анализа внутренней среды коммерческого банка, используемым в стратегическом управлении можно отнести:
- Анализ корпоративного профиля (модель «7S» McKinsey) – систематизирующий различные факторы, отражающие содержание внутренней среды коммерческого банка.
- Метод анализа разрывов (GAP-анализ) – идентифицирующий и позволяющий найти пути устранения несоответствия между целями развития и внутренними возможностями по их достижению.
- Анализ цепочки создания ценности – выявляющий возможности для наращивания стоимостных преимуществ коммерческого банка за счет более качественного обеспечения потребностей клиентов.
Анализ корпоративного профиля коммерческого банка с использованием модели «7S» McKinsey позволяет структурировать факторы внутренней среды банка по следующим направлениям: целевые установки (Shared values), стратегические направления и планы (Strategy), профессиональные компетенции (Skills), организационная структура (Structure), кадровые состав (Staff), стиль управления (Style), система бизнес-процессов (Systems).
Таким образом, модель «7S» McKinsey позволяет систематизировать набор разнородных факторов, анализ которых позволит более полно определить состояние и потенциал внутренней среды коммерческого банка.
GAP-анализ в дословном переводе означает анализ пробела или бреши, которая определяется путем сравнения двух проекций будущего состояния организации во времени:
- целевая проекция, выстраиваемая на основе заданной желаемой траектории развития коммерческого банка;
- прогнозная проекция развития текущей ситуации «как есть».
Перечисленные проекции (см. рис.) могут быть составлены по ключевым стратегическим целям и индикаторам их достижения, сформулированных в «дереве целей» коммерческого банка. На основе выявленных разрывов между желаемым и возможным (в рамках текущих тенденций) состоянием проводится анализ и генерирование возможных вариантов действий по их устранению.
В качестве основных причин разрывов могут выступать:
- неполное использование операционных возможностей, устраняемое при помощи мер повышения операционной эффективности и мотивации сотрудников;
- недостаточное использование рыночных возможностей, ликвидируемое за счет улучшения рыночной стратегии и маркетинга, проведения дополнительных исследования рынка банковских и финансовых услуг;
- неполное использование стратегических возможностей, решаемое посредством пересмотра корпоративной или бизнес-стратегий, внедрения инноваций и переобучения персонала.
Данный метод может быть применен к любым показателям на всех уровнях целеполагания и имеет ряд заметных достоинств:
- позволяет осуществить проверку реальности достижения поставленных целей;
- позволяет выявить «узкие места» в показателях деятельности организации;
- является достаточно универсальным и доступным для понимания методом для широкого использования.
В то же время специалисты выделяют и недостатки GAP-анализа:
- большое количество многообразных факторов, которые необходимо идентифицировать и проанализировать;
- отсутствует структурированная процедура проведения анализа на его отдельных этапах;
- высокие требования к качеству и достоверности прогнозов развития коммерческого банка.
Следующий метод – анализ цепочки создания ценности, предложенный М. Портером (см. рис. 3.3), предполагает исследование и структурирование процесса производства конечного продукта с точки зрения формирования итоговой возможности удовлетворить потребности клиента.
В основе построения цепочки создания ценности лежит возможность выделения принципиально важных этапов в бизнес-процессах создания готового продукта. При этом эти этапы определяются как по основным, так и по вспомогательным видам деятельности.
Как правило, основные виды деятельности включают в себя: входящую логистику, основные бизнес-операции, исходящую логистику, маркетинг и продвижение, а также сервисное обслуживание.
Каждые из выделенных этапов общего бизнес-процесса может быть проанализирован с точки зрения вклада в формируемую ценность конечного продукта для потребителей, уровня используемых ресурсов и эффективности. На основе чего принимаются решения о совершенствовании всего бизнес-процесса или его отдельных этапов.
- Мониторинг и контроль за реализацией стратегии
- Подготовка финансового плана в реализации стратегии
- Бизнес-процессы и их реинжиниринг
- Роль мотивации в реализации стратегии
- Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка
- Документы, разрабатываемые с целью реализации стратегии развития коммерческого банка
- Организационные механизмы разработки стратегии в коммерческом банке
- Сущность стратегического риска коммерческого банка
- Система стратегий коммерческого банка и матричные модели стратегического выбора
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу