Анализ внутреннего состояния банка

Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние резервы и потенциал, которые могут быть использованы в достижении конкурентных преимуществ и обеспечить достижение поставленных целей.

Анализ внутреннего состояния банка дает возможность более обосновано сформулировать цели и даже миссию банка, т.е. определить его предназначение и ориентиры деятельности.

Анализ внутренней среды – это комплексный процесс исследования ресурсов и возможностей банка, включающий в себя оценку текущего финансового состояния, сильных и слабых сторон имеющейся бизнес-модели, выявление проблем и ограничений стратегического характера.

Конечной целью такого анализа является информационное обеспечение лиц, принимающих решения, для определения и выбора наиболее подходящего и объективного варианта управления банком.

В условиях, когда существуют внешние ограничения по наращиванию потенциала банка, анализ внутренней среды становится важным элементом в стратегическом управлении. В этом случае на первый план выходит логика выработки стратегии «от имеющихся ресурсов к целям», которая чаще всего используется в отечественной практике формирования стратегий.

К основным факторам функционирования и развития внутри коммерческого банка можно отнести:

  • корпоративную идеологию, цели и задачи банка;
  • организационную структуру и систему корпоративного управления;
  • финансовое состояние;
  • параметры используемых технологий и оборудования;
  • уровень подготовки персонала и т.д.

Важнейшую роль в деятельности коммерческого банка играет организационная структура управления.

Организационная структура – система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Организационная структура управления банком отражает упорядоченную схему функциональных подразделений и должностей, определяющую взаимные связи между ними и характер подчиненности.

От совершенства организационной структуры в немалой степени зависит успех банка на рынке и достижение поставленных перед ним задач. Выбор организационной структуры осуществляется в соответствии с особенностями внутренней и внешней среды, определяющими условия деятельности банка. Это одна из наиболее важных и ответственных задач менеджмента.

Выделяют несколько видов организационных структур, каждому из которых присущи свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при организации деятельности конкретного банка.

Правильно выбранная организационная структура, своевременное ее изменение в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – важные условия реализации банковской стратегии, эффективной деятельности банка.

Ключевым элементом анализа внутреннего состояния является обеспечение оптимального уровня его транспарентности для других участников рынка банковских услуг

Под транспарентностью принято понимать информационную открытость, позволяющую всем заинтересованным лицам судить о внутреннем состоянии банка. Сложность заключается в том, чтобы определить рациональный уровень такой открытости, при котором и участники рынка получать достаточный объем необходимой информации, а сам банк сможет сохранить свои эксклюзивные компетенции и ноу-хау.

Корпоративное управление – это система взаимоотношений между руководством кредитной организации, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами – работники банка, потребители банковских услуг, общество в целом, органами государственного надзора, органы власти.

В современном понимании корпоративное управление должно обеспечивать возможности всех перечисленных участников осуществлять в должной мере мониторинг и контроль над деятельностью менеджмента компании в рамках обратных связей в системе управления.

Такие процедуры предусматривают использование как правовых и регулирующих механизмов, так и механизмов общественного контроля и социальной ответственности бизнеса.

По инициативе ЦБ РФ большая часть отечественных банков регулярно размещает важную информацию о своей деятельности на официальной странице Банка России. Более того Банку России в процессе создания системы страхования банковских вкладов в 2004–2005 годах удалось получить информацию реальных собственниках российских банков и таким образом узнать имена конечных выгодоприобретателей. Это один из примеров того, как с помощью регулирующего воздействия повышается транспарентность банковской системы в целом и конкретных банков в частности.

Интересно
Анализ финансового состояния банка – это комплексное исследование, которое включает в себя определенную систему показателей, с помощью которых можно определить эффективность использования финансовых ресурсов банком в процессе функционирования, их наличие, размещение, сделать выводы о целесообразности существования кредитной организации и осуществления каких-либо взаимных операций с анализируемым банком.

Для подтверждения устойчивости и надежности банк должен постоянно проводить анализ своего финансового состояния на предмет своевременного выявления и предотвращения неких отклонений, которые в будущем могут нанести непоправимый ущерб его клиентам.

Иными словами, результаты, полученные в ходе оценки своего финансового состояния, являются для коммерческого банка гарантом непрерывности и эффективности деятельности, и также могут применяться для прогнозирования позиций на рынке капитала и темпов своего развития.

Анализ уровня информационного обеспечения кредитной организации представляет собой анализ системы внешней и внутренней информации. На основе внешних источников информации банком осуществляется анализ деловой и финансовой среды банка.

Источниками внешней информации являются: финансовые отчеты субъектов хозяйствования и другие сведения об их деятельности, научные публикации и статистические материалы об экономическом состоянии страны, сеть Интернет, а также печатные средства массовой информации, теле- и радиовещатели, ежегодные публичные отчеты, производственная статистика, статистика потребления, личные контакты с клиентурой, обмен информации со служащими других банков.

Система внутренней информации оперирует данными в рамках существующей организационной структуры. Это данные, циркулирующие в автоматизированной системе обработки банковской информации. К источникам внутренней информации можно отнести: бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность.

Помимо этого, анализ может базироваться на сведениях различных расчетов, результатах внутренних исследований, актах ревизий и проверок, справок различного рода. Таким образом, источники внутренней информации являются главной составляющей информационной базы анализа.

Анализ продуктов и услуг кредитной организации направлен на оценку их соответствия современным требованиям рынка. Клиентская политика коммерческого банка должна быть нацелена на максимально полное удовлетворение потребностей клиентов в банковских услугах.

В России достаточно жесткая конкуренция среди кредитных организаций, и, чтобы не просто функционировать, а делать это эффективно в соответствии с поставленными целями, в этих условиях необходимо не просто оказывать качественные услуги и иметь позитивный имидж на рынке – необходимо ещё и непрерывно развиваться, предлагая клиентам новые банковские продукты.

Многие банки с этим успешно справляются, постоянно расширяют и дополняют спектр предлагаемых услуг, внедряя актуальные и востребованные услуги.

К специфическим методам анализа внутренней среды коммерческого банка, используемым в стратегическом управлении можно отнести:

  1. Анализ корпоративного профиля (модель «7S» McKinsey) – систематизирующий различные факторы, отражающие содержание внутренней среды коммерческого банка.
  2. Метод анализа разрывов (GAP-анализ) – идентифицирующий и позволяющий найти пути устранения несоответствия между целями развития и внутренними возможностями по их достижению.
  3. Анализ цепочки создания ценности – выявляющий возможности для наращивания стоимостных преимуществ коммерческого банка за счет более качественного обеспечения потребностей клиентов.

Анализ корпоративного профиля коммерческого банка с использованием модели «7S» McKinsey позволяет структурировать факторы внутренней среды банка по следующим направлениям: целевые установки (Shared values), стратегические направления и планы (Strategy), профессиональные компетенции (Skills), организационная структура (Structure), кадровые состав (Staff), стиль управления (Style), система бизнес-процессов (Systems).

Таким образом, модель «7S» McKinsey позволяет систематизировать набор разнородных факторов, анализ которых позволит более полно определить состояние и потенциал внутренней среды коммерческого банка.

GAP-анализ в дословном переводе означает анализ пробела или бреши, которая определяется путем сравнения двух проекций будущего состояния организации во времени:

  • целевая проекция, выстраиваемая на основе заданной желаемой траектории развития коммерческого банка;
  • прогнозная проекция развития текущей ситуации «как есть».

Перечисленные проекции (см. рис.) могут быть составлены по ключевым стратегическим целям и индикаторам их достижения, сформулированных в «дереве целей» коммерческого банка. На основе выявленных разрывов между желаемым и возможным (в рамках текущих тенденций) состоянием проводится анализ и генерирование возможных вариантов действий по их устранению.

Анализ внутреннего состояния банка

В качестве основных причин разрывов могут выступать:

  • неполное использование операционных возможностей, устраняемое при помощи мер повышения операционной эффективности и мотивации сотрудников;
  • недостаточное использование рыночных возможностей, ликвидируемое за счет улучшения рыночной стратегии и маркетинга, проведения дополнительных исследования рынка банковских и финансовых услуг;
  • неполное использование стратегических возможностей, решаемое посредством пересмотра корпоративной или бизнес-стратегий, внедрения инноваций и переобучения персонала.

Данный метод может быть применен к любым показателям на всех уровнях целеполагания и имеет ряд заметных достоинств:

  • позволяет осуществить проверку реальности достижения поставленных целей;
  • позволяет выявить «узкие места» в показателях деятельности организации;
  • является достаточно универсальным и доступным для понимания методом для широкого использования.

В то же время специалисты выделяют и недостатки GAP-анализа:

  • большое количество многообразных факторов, которые необходимо идентифицировать и проанализировать;
  • отсутствует структурированная процедура проведения анализа на его отдельных этапах;
  • высокие требования к качеству и достоверности прогнозов развития коммерческого банка.

Следующий метод – анализ цепочки создания ценности, предложенный М. Портером (см. рис. 3.3), предполагает исследование и структурирование процесса производства конечного продукта с точки зрения формирования итоговой возможности удовлетворить потребности клиента.

В основе построения цепочки создания ценности лежит возможность выделения принципиально важных этапов в бизнес-процессах создания готового продукта. При этом эти этапы определяются как по основным, так и по вспомогательным видам деятельности.

Анализ внутреннего состояния банка

Как правило, основные виды деятельности включают в себя: входящую логистику, основные бизнес-операции, исходящую логистику, маркетинг и продвижение, а также сервисное обслуживание.

К вспомогательным операциям принято относить материально-техническое снабжение, исследования и разработки, управление кадрами, используемая инфраструктура

Каждые из выделенных этапов общего бизнес-процесса может быть проанализирован с точки зрения вклада в формируемую ценность конечного продукта для потребителей, уровня используемых ресурсов и эффективности. На основе чего принимаются решения о совершенствовании всего бизнес-процесса или его отдельных этапов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)