Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка

Актуальность внедрения сбалансированной системы показателей (ССП) в практике корпоративного управления обосновывалась ее разработчиками Р. Капланом и Д. Нортоном выявленными данными о том, что 90% компаний не могут успешно реализовать разработанную и принятую стратегию развития.

Причинами этого являются следующие обстоятельства:

  • только 5 сотрудников корпораций понимают содержание стратегии развития;
  • только 2 менеджеров и управляющих включены в систему поощрений по результатам реализации стратегии;
  • до 60% ресурсов распределяются внутри корпораций без привязки к содержанию реализуемой стратегии;
  • менее 1 часа в месяц 85% руководителей корпораций уделяют внимание обсуждению вопросов реализации стратегии.

Содержание рассматриваемой методологии ССП обсуждено многократно в различной литературе. Поэтому в данном пособии мы остановимся на нем очень коротко и тезисно, перечислив основные положения.

В основе ССП лежит систематизация факторов реализации общей корпоративной стратегии по четырем проекциям (перспективам), включая:

  1. Финансы – определяющую положение организации в глазах ее собственников (акционеров) и рассматривающую результаты развития преимущество с позиции стоимостно ориентированного подхода к корпоративному управлению.
  2. Клиенты – рассматривающую результаты организации с точки зрения удовлетворенности ее клиентов реализуемыми продуктами и услугами, сервисным обслуживанием и эффективностью обратных связей.
  3. Внутренние бизнес-процессы – оценивающую эффективность внутренних процессов разработки, производства и доведения до клиентов продуктов и услуг, предоставляемых организацией в рамках ее операционной деятельности.
  4. Развитие и обучение – представляющую данные об уровне подготовки кадров, наличия интеллектуального и человеческого потенциала развития и конкуренции организации, определяющем перспективы освоения в будущем новых технологий и появления новых продуктов и услуг.

Стратегическая карта, о которой упоминалось в предыдущем параграфе, позволяет упорядочить логику реализации стратегических целей по перечисленным четырем проекциям (перспективам).

В соответствии с предложениями разработчиков ССП достижение целей организации базируется на реализации задач создания человеческого и интеллектуального потенциала, реализуемого через выстраивание и повышение эффективности внутренних бизнес-процессов, приводящих к предоставлению клиентам требуемых ими продуктов и услуг, что, в итоге, отражается на финансовых результатах работы для собственников (акционеров).

Таким образом, стратегическая карта заполняется через систему показателей, отражающих уровень достижения целей в рамках каждой из четырех перспектив, начиная с перспективы «Развитие и обучение» и заканчивая перспективой «Финансы» (то есть «снизу вверх» в рамках представленной выше последовательности проекций (перспектив)).

Практическое применение стратегических карт осложняется множественностью и нелинейностью связей между отдельными показателями деятельности, которые могут быть сформулированы в рамках уровней ССП.

Причем эти связи, как показывают исследования, могут иметь как прямой, так и обратный характер. То есть финансовые цели коммерческого банка вполне могут рассматриваться не только как следствие, но и как причины роста доверия или степени удовлетворенности клиентов, результатами работы коммерческого банка.

Наиболее ярко это можно продемонстрировать на примере работы Х. Ву, который проиллюстрировал стратегическую карту коммерческого банка с использованием инструментария статистического анализа (см. рис.).

Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка

На представленном рисунке отчетливо видно огромное количество взаимных связей, возникающих между различными целевыми показателями, сгруппированным по уровням проекций ССП. Всего таких показателей было исследовано 20 – по 5 показателей в рамках каждой проекции (перспективы).

Также хорошо видно, что направления влияния между этими факторами направлены как снизу вверх (прямая логика ССП), так и сверху вниз (обратная логика)

Также сложности формирования стратегических карт на практике часто связаны с тем, что они представляются не как последовательное движение в достижении целевых показателей от частных (связанных с отдельными аспектами деятельности) к общим (финансовым), а как набор мероприятий, необходимых для реализации стратегических целей. В данном случае, на наш взгляд, наблюдается явная подмена сущности стратегической карты, определенной ее разработчиками.

Несмотря на имеющиеся сложности с практической реализацией инструментария стратегических карт, его несомненным преимуществом является возможность формирования и использования системы показателей, которые могут помочь осуществлять мониторинг результатов реализации стратегии, не только общекорпоративном уровне коммерческого банка, но и на уровне его отдельных структурных подразделений.

Такая система показателей получила название Key Performance Indicators (KPI), что в приближенном переводе означает ключевые показатели результативности и эффективности (КПРЭ) или (что используется чаще, но не вполне точно) ключевые показатели эффективности (КПЭ).

Система КПРЭ может содержать набор достаточно разнородных показателей, характеризующих успешность реализации стратегии и функционирования коммерческого банка.

Так КПРЭ могут отражать:

  • степень достижения запланированных результатов;
  • уровень осуществленных затрат различных ресурсов (времени, труда, финансов);
  • качество протекания бизнес-процессов, с точки зрения скорости бесперебойности, ритмичности и проч.;
  • уровень производительности в расчете на единицу времени, труда, используемых технических средств;
  • уровень эффективности как оценку размера экономических выгод, поучаемых в рублях затраченных ресурсов.

По своей природе КПРЭ могут быть как финансовыми (в стоимостном выражении), так и нефинансовыми (с использованием различных натуральных показателей); а также запаздывающими (отражающими результаты прошлого) и опережающими (предвосхищающими будущие результаты).

Структура системы КПРЭ коммерческого банка должна соответствовать требованиям комплексности, целостности, иерархичности и т.д., обеспечивая планирование и контроль участия каждого структурного подразделения и каждого сотрудника в реализации стратегии развития, формируя основу для выстраивания системы мотивации на достижение принципиально важных целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)