Культура как предмет
Наше понимание продуктивной перспективы развития теоретической культурологии состоит в том, что не надо альтернативно выбирать один из возможных путей (в том числе и перечисленных нами), открывающихся с того перепутья, на котором сейчас оказалась культурология.
Сказать, что предметом культурологии является культура, означало бы неудачно пошутить, ведь тогда действительно культуролога следовало бы дополнить «природоведом». Конечно, в данной статье (а может быть и вообще) не удастся получить окончательный ответ на этот вопрос. Здесь мы лишь намечаем предпочитаемые нами подходы и свою интерпретацию проблемы предмета культурологии.
Для единого «логоса» культурологии понять многообразие существующих культур значит снять их в некой однородной сущности. Даже понять одну «Культуру» означает понять ее особость, чуждость, т. е. непонятность.
Познаваемый и познающий здесь одного и того же рода: за любым культурным деянием стоит деятель, взаимодействие с котором невозможно на чисто объективной основе, т. к. оно существенно включает осмысление им своих действий и адресовано пониманию другого.
Такая ситуация требует не объективации другого, а диалога с ним, но не всегда его допускает, в том числе и потому, что культурный обмен при этом легко перерастает в опасную для идентичности его участников встречу с иным духовным бытием.
Общение «Культур» противоречит обобщающему культурологическому анализу, снимающему культурные платья с целью выявления голого «Логоса» генезиса культур. Парадоксальна не культурология, а само бытие культуры особая форма бытия вообще: бывшее, бытие которого в будущем, раз навсегда изреченное и скрытое во всегда только возможной речи.
М.Б. Туровский, исходя из своего понимания культуры как субъектного, личностного аспекта истории, а философии как рефлексии на культуру, предлагал интерпретировать центральную задачу культурологии как историю мнений современников о собственной культуре. Он считал, что получилась бы истинная историография и самое адекватное свидетельство об истории культуры.
Как уже говорилось, культурология имеет в числе своих истоков:
- во-первых культурную и социальную антропологию, начинающую с эмпирического изучения факта множественности культур, что и стало знаменем культурологии,
- во-вторых философию культуры, являющуюся эпицентром современной философии.
Поэтому ее задача состоит в налаживании взаимодействия в первую очередь этих двух своих составляющих, а также отмеченных нами и оставленных за скобками направлений исследований, а следом за тем в способствовании диалогу культур (прежде всего, через узнавание других).
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу