Культуры онтологика

Одна из ведущих тем философии диалога культур B.C. Библера. Понятие культуры в диалогике резко отличается от соответствующего понятия традиционной культурологии (культура как ценностная, ментальная, семиотическая… система).

Феномен особой (исторической или современной) культуры обретает онтологическое значение и основание, если может быть понят как раскрытие одного из возможных общезначимых смыслов сверхисторического бытия.

Такое понимание возможно, поскольку в историческом существовании человека определенным образом открывается горизонт сверхисторического. Культура в диалогической логике это сфера тех и только тех конкретных, вещественных форм – произведений, – в которых запечатлевается и содержится то, как человек возводит определенность своего исторического существования в общезначимое бытие.

Иными словами, культуры понимаются как уникальные и общезначимые формы (склады) человеческого духа, навсегда сохраняющие своеобразную формирующую силу, способность возрождаться, открывать новые смысловые ресурсы, — т. е. продолжающие быть и после гибели породившей их цивилизации, и за пределами общности (этнической, языковой, традиционной), на почве которой они сложились. Культура это то, как и в чем разные времена (эпохи) оказываются современными и разные «ментальные миры» — осмысленно сообщенными разумами.

Онтологический (общезначимый, универсальный, вечный) смысл культур определяется из точки их возможного общения (спора) «по последним вопросам бытия» (М.М. Бахтин). В этой точке (возрождаемая изнутри этой точки) бывшая культура оказывается не только прошлой, исторически законченной, а всегда настоящей альтернативой, могущей развернуться непредсказуемым смысловым будущим. Это мир смысла, способного расти в ответ иным смысловым мирам, в том числе и тем, что исторически возникли позже.

Диалогическая онтологика культуры мыслится как философия, отвечающая эпохальному смыслу истины, основывающему возможность современной (XX-XXI вв.) культуры бытия.

Собственный смысл (т. е. общезначимость) этой возможной (вовсе еще не действительной) культуры как раз и состоит в открытии фундаментального диалогизма бытия. Философская (онтологическая) радикализация понятия культуры оказалась допустимой только потому, что на дальних горизонтах современной культуры, в ее философских предвосхищениях, в средоточии «чистой» онто-логики была допущена и затребована соответствующая идея.

В основе понятия культуры как онтологической идеи лежит принцип предельной онтологической индивидуации: бесконечно возможное бытие сбывается каждый раз настоящим бытием (миром) в определенном, исключительном смысле, внутренне соотнесенным с другими возможными смыслами бытия-по-настоящему.

Интересно
Произведениями культуры в этом смысле слова будут только те вещи (словесные, каменные, музыкальные… «поэмы»), в которых исторический человек строит себя в горизонте (в регулятивной идее) личности, а сущее мыслит в горизонте бытия (онтологически обоснованной истинности).

Таковы два сопряженных средоточия архитектонической целостности культуры: в одном повороте она понимается как особая поэтика личности, в другом — как онто-логика или как особая логическая культура всеобщего (чистого) разума. Свойственный исторической культуре образ мысли («дух времени», «ментальность», «понимание в мире») обретает форму общезначимой онто-логики, когдаспециально продумывается и обосновывается в том, что содержит в себе идею (или критерий) истины, когда, например, озадачивается различием понятного «для нас» и мыслимого «само по себе».

Этому требованию отвечает метафизическая (и метаисторическая) онтология, формулирующая и обосновывающая некий принцип тождества мышления и бытия (или умопостижимого основания умопостижения), — тождество ratio essendi и ratio cognoscendi: определенность и определение в Античности, мыслящее причастие творящему замыслу в Средние века, параллелизм причины-действия и основания-следствия в Новое время…

Но онтологически само-обосновывающий разум эпохи открывает свой культурный смысл (а вместе с ним онтологический смысл своей культуры), когда вдумывается в коренную парадоксальность своих онтологических начал как конститутивных актов самообоснования.

Внутренняя (само)критика метафизических (онтологических) начал развертывается как философская онтологика.

Она складывается:

  • как логика возможных (культурных) смыслов бытия, конкретнее говоря – смыслов связки «есть» в онтологическом суждении «мышление есть бытие»;
  • как археологика, логика онтологических начал или априорных предполаганий, включающая в себя логику противоречия разума самому себе в своем онтологическом начале, в точке онтологического самообоснования;
  • как парадоксологика, т. е. логика невозможности необходимого онтологического тождества: бытие как внеразумное (внелогическое) основание разума, обосновываемое, однако, – в этом внеразумном (или даже сверхразумном) статусе — самим разумом как внебытийным (в ничто обитающем) началом бытия;
  • как онтологика культуры в смысле логики онтологически возможных миров и разумов, логики культурных оснований «естественного» (или «сверхъестественного») света разума (в онтологике мысль словно выглядывает за край собственного света);
  • наконец, как дналогика, поскольку мир культуры может быть сосредоточен мыслью в своем начале (т. е. впервые стать миром) только на грани с иным началом, в общении с иной возможностью быть миром, в лакуне межкультурного диалога, в «хронотопе» всемирно-исторического перекрестка;
  • и обратно: диалог культур возможен, имеет смысл лишь тогда, когда сама культура понимается собранной, сосредоточенной в своем онто-логическом начале.

В качестве логики онтологика культуры есть аналитика онтологических начал (миро-допущений). Это логика априорных начал культуры, тех источников света, который воспринимается внутри мира культуры как естественный (или сверхъестественный) свет разумения. Так, для Античности истина бытия заключена в самодовлеющем существе сущего (to ontos on), понимаемом как внутренняя форма (eidos).

Эйдетический ум, сказывающийся во всех сферах античной культуры, актуализирует возможное бытие как совершенный образ («космос»), вид, внутреннюю форму. Философская аналитика обнаруживает онтологическую апорию, коренящуюся в средоточии этой истины (этого смысла истины), а именно изначальную апорийность «бытия» в суждениях «многое есть (как) единое», «единое есть (как) многое».

Для культуры Средневековья истина бытия — присущность, причастность сущего творящей энергии сверхсущего творца, понимаемая как внутренняя форма действия. Причащающий разум актуализирует возможность бытия как всеобщего «субъекта» («Я есмь сущий»). Онтологическая антитетика этой истины сказывается в том, что бытие сущего («что») определяется как момент, заключенный между ничто его собственного (не)бытия и ничто его божественного (сверх)бытия.

Для культуры Нового времени истина бытия есть однородная сущность, скрывающаяся за явлениями разнородного существования. Мир предопределяется как бесконечный предмет познания, разум – как субъект методического познания. Истина, определяемая познающим разумом как объективность, чревата внутренним противоречием.

Интересно
Сущностное бытие характеризуется двумя антиномически сопряженными атрибутами: относительно мира существований оно определяется как мысленная идеализация, относительно мыслящего субъекта – как внемысленная протяженность. Наконец, диалогическая онтология разума культуры, возможность которого намечается на эпохальном рубеже XX- XXI вв., есть онтологика этих возможных миров-культур как уникальных допущений бесконечно- возможного бытия.

Онтологика культуры есть логика возможностей быть с мощностью мира, логика миропорождающих допущений, своего рода «божественных» замыслов. Такое понимание возможно и насущно потому, что отвечает внутренней интенции современной культуры, повсюду смещающей фокус онтологического внимания со смысла бытия-осуществленности и/или бытия-развития к смыслу бытия-возможности, бытия-наброска, бытия-начинания.

Соответственно, диалогической онтологике культуры близки те направления современной философии, где мысль сосредоточивается на онтологических парадоксах, у начал, на порогах, в вакууме виртуальных миров:

  • неокантианская философия культуры там, где она выходит на грань с онтологической проблематикой;
  • философски заостренная культурология М.М. Бахтина;
  • феноменологическая аналитика «жизненного мира» и фундаментальная онтология М. Хайдеггера, остающаяся, впрочем, в горизонте монологического понимания бытия;
  • деконструкция традиционного моноонтологизма, понятая как пропедевтика к онтологии возможностного бытия.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)