Методика проведения лекции
Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течения двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.
Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Функции лекции:
- преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами- первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т.п.
- лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей к главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.
Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.
Опыт участия в лекциях-пресс-конференциях позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество.
Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка.
Активизация мышления происходит путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции.
Методика чтения лекции:
- четкая структура лекции и логика изложения;
- наличие-отсутствие плана, следование ему;
- сообщение литературы к лекции; доступность и разъяснение новых терминов и понятий;
- доказательность и аргументированность;
- выделение главных мыслей и выводов;
- использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;
- подведение итогов в конце изложения отдельного вопроса, всей лекции;
- использование наглядных пособий, ТСО;
- применение лектором опорных материалов: отдельные записи, чтение опорных материалов.
Методическая нагрузка лекции: дается ли задание проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Имеет ли место связь с предыдущим и последующим материалом, присутствуют ли внутрипредметные, межпредметные связи.
Руководство работой студентов:
- требование конспектировать и контроль за выполнением;
- обучение студентов методике записи и помощь в этом: соблюдение темпа, повтор, паузы, вычерчивание графиков;
- просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях;
- использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, ораторские приемы;
- разрешение задавать вопросы.
Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.
Прочие данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.
- Виды и формы педагогического контроля в процессе подготовки будущего экономиста
- Оценка качества освоения ООП в профессиональном образовании экономиста и понятие фонда оценочных средств
- Функции управления качеством
- Понятие качества образования применительно к профессиональному образованию экономиста
- Самостоятельная работа студентов
- Практические и лабораторные занятия в вузе
- Критерии оценки семинарского занятия
- Семинарские занятия в вузе
- Лекция-визуализация, лекция вдвоем и лекция пресс-конференция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу