Практические и лабораторные занятия в вузе
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.
Цель практических занятий. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.
Основная задача преподавателя на каждом практическом занятии, наряду с обучением своей дисциплине научить студентов думать, решать, как типовые так и нестандартные задачи.
Доцент, профессор должен сам вести практическое занятие, хотя бы в одной группе, посещать занятия ассистентов для координации теоретической и практической частей курса.
Структура практического занятия в основном одинакова:
- Вступление преподавателя;
- Ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
- Практическая часть как плановая;
- Заключительное слово преподавателя.
Разнообразие занятий вытекает из собственно практической темы. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает в себя:
- определение целей и задач практического занятия;
- подготовку содержания практического занятия, формулировку проблемы, задач для практического решения;
- определить круг вопросов для входного контроля (возможно в виде тестов) по тематике прослушанных лекций и самостоятельной работы;
- подбор задач для упражнения с их предварительным решением самим преподавателем;
- подбор иллюстративного материала (плакатов, схем, таблиц), необходимых для решения задач;
- распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;
- подготовку выводов из решенных задач, разработку итогового выступления;
- определение задания для самостоятельной работы.
Следует организовывать практическое занятие так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.
Вначале студентам рекомендуется давать простые задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность (действие по заданному алгоритму). Затем содержание задач должно усложниться, предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действия. Но и дать анализ его целесообразности, или найти другой способ решения задачи.
Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.
При проведении практического занятия следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариативно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.
Хотя на практических занятиях отрабатывают темы, по которым были прочитаны лекции, целесообразно, чтобы на этих занятиях небольшая теоретическая часть предшествовала практической. Это направляет студентов на научный подходов ход к выполнению практических работ, повышает их качество. На практических занятиях по экономике организации и экономике отрасли необходимо целесообразно применять тестовый опрос.
Решение задач и анализ практических ситуаций – очень эффективная форма усвоения законов функционирования хозяйствующих субъектов, погружения в содержание профессии экономиста и вызывает живой интерес у студентов. Они знакомятся с ситуацией, совокупностью взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих ее, предлагают свои решения, используя полученные знания.
- Виды и формы педагогического контроля в процессе подготовки будущего экономиста
- Оценка качества освоения ООП в профессиональном образовании экономиста и понятие фонда оценочных средств
- Функции управления качеством
- Понятие качества образования применительно к профессиональному образованию экономиста
- Самостоятельная работа студентов
- Критерии оценки семинарского занятия
- Семинарские занятия в вузе
- Методика проведения лекции
- Лекция-визуализация, лекция вдвоем и лекция пресс-конференция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу